Решить проблему модернизации водного хозяйства пытались за счет концессий. Схема, при которой системы водоснабжения передаются частным инвесторам, вкладывающим деньги в модернизацию и в качестве компенсации получающим прибыль от деятельности водоканалов, если и заработала, то с целым рядом оговорок. Хотя Минстрой заявил курс на полную замену муниципальных унитарных предприятий (МУП) концессиями, до сих пор нет свидетельств преимущества частного управления над муниципальным и наоборот.
Тем не менее, концессии активно продвигались в последние годы, и на текущий момент в сфере водоснабжения реализуется 350 таких проектов на общую сумму 122 миллиарда рублей. Всего в России насчитывается 13,9 тысячи водопроводов, то есть на концессии приходится лишь малая часть системы — фактически концессии развиваются только в трех городах, где сосредоточена львиная доля этих инвестиций. 76 процентов от общего объема концессий (93,4 миллиарда рублей) приходится всего на три проекта (Волгоград, Саратов и Тюмень).
Основная же масса концессий (порядка 80 процентов сделок) предполагает небольшие инвестиции на сумму в 10 миллионов рублей сроком на 30 лет. По расчетам специалистов РАВВ, основанным на опыте подготовки концессионных соглашений в малых городах Смоленской, Тульской и Архангельской областей, объем затрат на реконструкцию очистных сооружений в городе с населением около 50 тысяч жителей требует примерно 500 миллионов рублей. При этом весь годовой оборот водоканала в сфере водоотведения составляет 50-60 миллионов рублей. Сроки окупаемости проектов по реконструкции очистных сооружений составляют от 60 до 170 лет, а в случае нового строительства соответствующих объектов – 140-250 лет.
В начале сентября 2018 года исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева на заседании президиума Общественного совета при Минстрое заявила, что концессии внедряются не так успешно, как сообщают официальные источники, то есть в очередной раз программа по очистке воды была признана провалившейся.
«Минстрой говорит, что концессии идут хорошо, другие источники – что плохо. Информация по реализации этого проекта от Минстроя не поступает — она закрыта. Мы с Союзом российских городов провели опрос муниципалитетов, которые внедрили у себя концессии и увидели, что нормальных объемов инвестиций нет и проекты, где концессионер выполняет взятые на себя обязательства, можно пересчитать по пальцам!» – заявила она.
Примечательно, что присутствовавший на заседании министр строительства Владимир Якушев признал, что концессии в малых городах практически невозможны и что «в «коммуналке» внебюджетные источники вообще-то стремятся к нулю. «Единственный способ привлечь инвестора — поднять ему тариф, потому что инвестор хочет выжить и заработать. А у нас рост платы за коммунальные услуги ограничен. По экономически обоснованному тарифу население платить не сможет. Выход – мы должны сферу ЖКХ финансировать из бюджета. Другое невозможно», – признал министр.
Подобные признания раньше никогда не звучали из уст главы профильного ведомства. Правительство, наконец, признало, что решить все разрастающуюся проблему можно только за счет крупных расходов бюджета. Чтобы качество водопроводной воды не угрожало здоровью граждан, отрасль необходимо сделать дотационной. Частные инвесторы, возможно, придут уже после того, как государство приведет в порядок сети и внедрит современные технологии очистки воды, однако текущие темпы решения проблемы не дают спрогнозировать, когда это может произойти.