Многие жители своими управляющими компаниями недовольны, причем, в основном это жители новостроек. И недовольство высказывается не только на словах. Так, по данным Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в 2017 году жители Северной столицы направили в три раза больше жалоб по поводу выбора компаний для управления многоквартирными жилыми домами, чем в 2016 году. Заметный рост числа жалоб фиксируют и в Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга.
Впрочем, как рассказывает представитель НП «Национальный центр общественного жилищного контроля «ЖКХ контроль» Андрей Косянов, недовольство собственников жилья связано не столько с ростом числа нарушений, сколько с изменением социальной культуры населения.
«Люди начали лучше разбираться в механизмах управления домами и функционирования системы ЖКХ. Этому способствовало просвещение населения, которым занимаются общественные организации, СМИ и даже городские власти. По мере роста компетентности люди научились эффективно отстаивать свои права – они поняли, что это вполне возможно, что не «все схвачено» и можно добиться справедливости, если действовать грамотно. Они создают инициативные группы, иногда даже нанимают профессиональных юристов. Все чаще обращаются к властям и в суды», – говорит Костянов.
По словам представителей общественных организаций, жители новостроек, от которых поступает большинство жалоб, недовольны тем, что связанные с застройщиками УК «покрывают» недоделки строителей и завышают квартплату. В 2017 году в Государственную жилищную инспекцию Петербурга поступило более 10 000 жалоб на завышение квартплаты.
По словам Костянова, в новостройках «накрутки» чаще всего происходят на начальных этапах заселения только что сданных домов, когда собственники еще не самоорганизовались и собрания по выбору способа управления, определения тарифов и назначения разного рода дополнительных платежей (на консьержа, на установку видеонаблюдения и др.) проводятся, как правило, застройщиком, который предъявляет жильцам тарифы. Жильцы же, не проверив их, голосуют и только потом обнаруживают, что тарифы сильно завышены.