25.10 исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева провела пленарное заседание: «Изменения в работе коммунальных предприятий в рамках государственной политики тарифного регулирования», прошедшее в рамках  XI Всероссийского практического семинара «Реформа коммунального хозяйства: тарифное регулирование отрасли».

В своем выступлении она отметила, что тарифное регулирование в нашей стране является чрезвычайно чувствительной темой.  Граждане жалуются на рост платы за коммунальные ресурсы и непрозрачность расчетов. Особенно это касается теплоснабжения.  И это при том, что существует жесткий государственный контроль за ростом платежей на коммунальные ресурсы и уже несколько лет платежи растут в среднем на уровне инфляции.

Зачастую складывается впечатление, что их формирование – больше политический процесс, чем экономический – посмотрите на формирование тарифов на электроэнергию на Северном Кавказе и в Москве…

По мнению Разворотневой ограничение роста платежей не только не позволяет полностью снять социальную напряженность, но и вызывает многочисленные претензии ресурсоснабжающих предприятий, так как ограничения тарифов приводят к дестабилизации работы предприятий и понижению качества услуг. Особенно видны эти факты в водоснабжении.

Действительно, эффективность государственной системы регулирования отрасли вызывает много споров еще и потому, что она непрерывно корректируется. В последние годы произошел ряд важных изменений, связанных с появлением таких понятий как «Единая теплоснабжающая организация»,  «Ценовые зоны и внедрение расчетов по принципу «альтернативной котельной»», «Гарантирующая организация в сфере водоснабжения». Насколько эти изменения обеспечат  оптимальные цены и качество – покажет время, но многие эксперты сходятся на том, что ресурс повышения эффективности отрасли – не в регулировании цен, а в проведении тотальной модернизации. Изношенная система советских времен чрезмерно затратна и дорога в эксплуатации.

Пока единственным инструментом модернизации являются, по замыслу Минстроя, концессионные соглашения. Ранее введено долгосрочное регулирование тарифов, субсидирование процентной ставки ресурсоснабжающим организациям, введена ответственность региональных властей за изменение параметров концессионного соглашения. Достаточны ли эти меры?  Насколько эффективны действующие концессии при отсутствии длинных денег у концессионеров…  Насколько концессионеры выполняют действующие соглашения? Насколько универсальным механизмом является концессия? На эти вопросы положительных ответов авторы концессионной доктрины пока не дают.

Западная Европа прошла этап реформы собственности коммунальных сетей от приватизации к деприватизации – сейчас там все возвращается в муниципальные руки. А мы с Минстроем заходим на эти грабли. Зачем?  Проблема нашей страны – отсутствие последовательной политики и постоянная кампанейщина. Взять хотя бы свежий законопроект о «перехвате управления», рожденный Минстроем, который не решает поставленной задачи  – обеспечить бесперебойную подачу ресурса потребителям не только в случае аварий, но и в случае колоссального долга перед ресурсниками. Вместо того чтобы помочь МУПам расфасовать долги и модернизировать сети, Минстрой все это предлагает отдать частникам…

Без поддержки государства невозможно решить и проблему депрессивных регионов и муниципалитетов. Вместо этого государство у нас служит источником роста цен – на днях принято постановление правительства, увеличивающее тарифы на коммунальные услуги на величину НДС. И донором государство наше быть не умеет – вместо адресной поддержки нуждающихся, оно льготирует скопом всех подряд, другой рукой завинчивая тарифы.

Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account