Рейтинг сформирован на основании анализа 22 102 обращений, поступивших в приемные региональных центров НП «ЖКХ Контроль за 3 квартала 2018 года
| Позиция в рейтинге | Тематика проблем, волнующих граждан | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во обращений
 
  | 
% от
 кол-ва обращений 
  | 
| I/2018 | I/2018 | II/2018 | II/2018 | III/2018 | III/2018 | I—III/2018 | I—III/2018 | ||
| 1 | Начисление платы за ЖКУ | 1 735 | 21,56 | 1 322 | 19,01 | 1 197 | 16,86 % | 4 254 | 19,25 | 
| 2 | Управление МКД | 1 082 | 13,45 | 1 100 | 15,82 | 955 | 13,45 % | 3 137 | 14,19 | 
| 3 | Неудовлетворительное состояние МКД и содержание общего имущества | 1 031 | 12,81 | 932 | 13,40 | 1 015 | 14,29 % | 2 978 | 13,47 | 
| 4 | Качество коммунальных услуг | 1 137 | 14,13 | 537 | 7,72 | 901 | 12,69 % | 2 575 | 11,65 | 
| 5 | Капитальный ремонт | 550 | 6,84 | 620 | 8,91 | 708 | 9,97% | 1 878 | 8,50 | 
| 6 | Благоустройство придомовой территории | 569 | 7,07 | 582 | 8,37 | 629 | 8,86 % | 1 780 | 8,05 | 
| 7 | Общие собрания собственников | 288 | 3,58 | 310 | 4,46 | 229 | 3,22% | 827 | 3,74 | 
| 8 | Проблемы с приборами учета | 188 | 2,34 | 186 | 2,67 | 177 | 2,39% | 544 | 2,46 | 
| 9 | Определение состава и возврат общего имущества | 245 | 3,04 | 165 | 2,37 | 126 | 1,77 % | 536 | 2,43 | 
| 10 | Иные | 1221 | 15,18 | 1201 | 17,27 | 1171 | 16,49 % | 3 593 | 16,26 | 
| ВСЕГО ОБРАЩЕНИЙ: | 8 046 | 100% | 6 955 | 100 | 7101 | 100 % | 22 102 | 100 | 
Комментарий исполнительного директора НП «ЖК Контроль» С.В.Разворотневой:
— На протяжении нескольких лет НП «ЖКХ Контроль» формирует рейтинг обращений граждан в региональные общественные приемные, расположенные по всей стране. Вопросы, касающиеся начисления платы, как правило, занимают первые строки рейтинга. Однако в 2018 году заметно выросло количество вопросов, связанных с работой управляющих организаций и управлением многоквартирными домами (МКД).
Во втором квартале обращения по управлению МКД вышли на первое место. А если объединить эти обращения с жалобами на неудовлетворительное содержание МКД, становится очевидно, что данная тема на сегодняшний день является самой больной.
По мнению НП «ЖКХ Контроль» многочисленные изменения законодательства в данной сфере, предпринятые в последние годы, не привели к повышению качества управления многоквартирными домами. И это происходит потому, что не решены ключевые вопросы в сфере управления МКД:
- Сохраняется чрезвычайная сложность и забюрократизированность процедуры принятия решения собственниками на собрании;
 - Отсутствует ответственность собственника за непринятие решений, касающихся содержания МКД;
 - Отсутствуют реальные рычаги контроля собственников за управляющей компанией;
 - Сплошь и рядом собственники лишены реальной возможности по использованию и управлению общедомовым имуществом;
 - Отсутствуют методики расчета реальной стоимости управления МКД, а тарифы на содержание и текущий ремонт формируются без расчета реальных затрат;
 - Отсутствует прозрачность расчета платы за содержание и текущий ремонт МКД. В немалой степени это связано с тем, что в этой сфере продолжает действовать принцип «перекрестного субсидирования», оплаты содержания одних домов (ветхих, малоквартирных) за счет других (благополучных) домов;
 - Отсутствует реальная государственная поддержка собственников, пытающихся самостоятельно провести модернизацию своего МКД.
 
В ближайшее время НП «ЖКХ Контроль» продолжит проведение консультаций с органами власти и представителями профессионального сообщества, в ходе которых предполагается сформулировать предложения по изменению законодательства в этой сфере.
Методика формирования списка
Общероссийский центр общественного контроля в сфере ЖКХ осуществляет формирование и координацию в субъектах РФ сети общественных организаций в сфере ЖКХ. В ходе отчетного периода в 78 субъектах РФ действовали Центры общественного контроля, объединяющие НКО, работающие в сфере жилищного просвещения и защиты прав граждан.
В центрах работали общественные приемные, в ряде регионов открыты телефоны «горячих линий», которые в ежедневном режиме осуществляли прием обращений и жалоб от граждан.
При составлении рейтинга «список основных проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства» использованы обращения, поступившие в региональные центры общественного контроля на горячие линии, в рамках приема граждан, по электронной почте, посредством Почты России, через официальные сайты. В свою очередь, в Общероссийский центр обращения поступали аналогичными путями.
Формирование рейтинга проблем в сфере ЖКХ осуществлялось в несколько этапов.
На первоначальном этапе был составлен рубрикатор проблем (тем), встречающихся в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Перечень направлен в Региональные центры.
На втором этапе Региональные центры общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства распределили все поступившие обращения по ранее сформулированным темам.
На следующем этапе все собранные данные из региональных центров были перенаправлены в Национальный центр.
На последнем этапе эксперты Национального центра суммировали информацию, полученную из регионов, с данными, сформированными на основании обращений, которые поступали в Национальный центр, обобщили некоторые рубрики между собой.
Итоговый рубрикатор вопросов в III квартале выглядит следующим образом:
- Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги (1 197 обращений, что составляет 16,86%) и включает следующие проблемы:
 
- соблюдение порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги;
 - перерасчеты;
 - формирование и доставка платежных документов;
 - дополнительные платежи, комиссии;
 - установление и изменение размера платы за жилое помещение
 - начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме – 195 обращений, что составляет 2,75 % от общего количества.
 
- Управление МКД (955 обращений, что составляет 13,45%) включает следующие проблемы:
 
- споры хозяйствующих субъектов о праве управления МКД (проблема двойных платежных документов);
 - законность действий ТСЖ, ЖСК, управляющих организаций (в том числе вопросы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности);
 - раскрытие информации управляющими организациями;
 - лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами;
 - договор управления;
 - предоставление и содержание отчетов об исполнении договоров управления, актов выполненных работ;
 - ГИС ЖКХ – 33 обращения, что составляет 0,46% от общего количества обращений;
- создание и деятельность советов МКД.
 
 - Неудовлетворительное состояние МКД (1 015 обращений, что составляет 14,29%) включает следующие проблемы:
 - ненадлежащее оказание услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов;
 - фактическое состояние МКД;
 - установление признаков, достаточных для признания МКД аварийным.
 
- Капитальный ремонт (708 обращений, что составляет 9,97%) и включает следующие проблемы:
 
- сроки проведения капитального ремонта (обоснованность сроков, установленных регпрограммами, соблюдение сроков согласно договорам подряда);
 - размер взноса на проведение капитального ремонта;
 - отсутствие информации о региональных программах проведения капитального ремонта, их актуализации;
 - качество и соблюдение сроков выполнения работ в рамках проводимого капитального ремонта;
 - организация проведения капремонта (проведение общих собраний, утверждение документации и видов работ, доступность документов, приемка работ);
 - выполнение гарантийных обязательств;
 - прочее.
 
- Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории (629 обращений, что составляет 8,86 %), в том числе:
 
- реализация на территории Российской Федерации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» — 177 обращений, что составляет 2,49 % от общего количества обращений.
 
- Неудовлетворительное качество предоставляемых коммунальных услуг (901 обращение, что составляет 12,69%) .
 
- Общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах (229 обращений, что составляет 3,22% от общего количества обращений) включает следующие проблемы:
 - подготовка, проведение общих собраний, подведение итогов голосования, уведомление о принятых решениях и их исполнение;
 - — фальсификации документов;
 - — доступность сведений о собственниках помещений;
 - — другое;
 - Проблемы, связанные с индивидуальными и общедомовыми приборами учета (177 обращений, что составляет 2,39%), включают вопросы:
 - приобретение, установка, ввод в эксплуатацию, поверка, эксплуатация;
 - установление факта наличия или отсутствия технической возможности установки;
 - стоимость оборудования, устанавливаемого ресурсоснабжающими организациями;
 - рассрочка платежа;
 - иное.
 
- Общее имущество в многоквартирном доме (126 обращений, что составляет 1,77 % от общего количества обращений) включает в себя:
 
- определение состава общего имущества;
 - законность отчуждения общего имущества, в том числе в муниципальную и государственную собственность;
 - взаимодействие с органами власти в разрешении вопроса возврата имущества в общую собственность собственников помещений в многоквартирном доме;
 - иное.
 
- Иные темы (1 171 обращение, что составляет 16,49%) включают следующие вопросы:
 
- социальный найм;
 - жалобы на действия и бездействия уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, влияющих на соблюдение прав и законных интересов граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе коррупционная составляющая (71 обращение, что составляет 1 %);
 - реализация региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (78 обращений, что составляет 1,1 %);
 - твердые коммунальные отходы (98 обращений, что составляет 1,38 %);
 - заключение договоров на обслуживание внутриквартирного газового оборудования;
 - сохранность жилых помещений и соблюдение назначения их использования;
 - прямые договоры собственников с ресурсоснабжающими организациями (53 обращения, что составляет 0,75 %);
 - проч.
 
Анализ обращений за III квартал 2018 года
							
						



