Решение Президента РФ В.В. Путина и Государственной Думы РФ о продолжении деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства с сохранением функции финансирования работ по   переселению граждан из аварийного жилищного фонда требует проведения объективно и критичного анализа итогов уже выполненных программ расселения аварийного жилья, с тем, чтобы не повторить ошибок, допущенных ранее, и сделать переселение из аварийных домов праздником для нуждающихся в нем переселенцев.

Для большинства новоселов переезд в новый дом из разваливающейся избушки действительно стал настоящим семейным праздником, но, к сожалению, не все жители домов-новостроек, получивших квартиры в домах, специально построенных под расселение аварийного жилья, довольны им. При проведении настоящего анализа использованные данные проверок Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Тверской области.

Одним из наиболее частых поводов для недовольства жителей является отсутствует комплексного системного подхода к размещению большинства МКД, построенных под расселение аварийного жилья, в городской среде. В результате эти дома оказываются как бы вне городской инфраструктуры: к ним нет благоустроенного подъезда, близко нет общественного транспорта, объектов соцкультбыта. Например, прекрасные дома № 8 на ул. Строителей в г. Осташкове размещены именно так:

1 2

Вид на дома и дворовую территорию    Так выглядит подъезд к дому

Аналогичная ситуация у д. 9 по ул. Тверской в Калязине.

3 4
Еще более острая ситуация в домах, размещенных буквально на болоте без проведения необходимых дренажных и мелиоративных работ. Так, фактически тонут в болотистой местности 2 дома № 6 на ул. Парковой в пос. Пено, особенно сложная ситуация в корпусе № 2, где люди не перестают жаловаться на затопление подъезда в период таяния снега и дождей, намокание стен в подъезде и квартирах 1 этажа, разрушение цоколя, его зарастание мхом, на змей, ползущих летом с соседнего болота.

 5 6

Мало того, что дома расположены в самой низкой точке местности, строительство выполнено таким образом, что эта ошибка архитекторов усугубляется недостатками самого строительства. По данным Акта приемки домов в эксплуатацию, размещенных на сайте «Реформа ЖКХ» проект предусматривал свайный фундамент, фактически, согласно данным акта – монолитный железобетонный. На практике – это железобетонная плита, которая медленно погружается во влажную землю. Кроме того, допущены серьезные нарушения строительный норм и правил, в результате которых газон находится выше отмостки, а поребрик преграждает отток ливневых вод от дома. В результате все ливневые воды с крыши дома попадают под дом.

Похожая ситуация и пос. Терелесовский Вышневолоцкого района, где у ливневых вод нет иного пути, как под дом, т.к. отмостка перед передним фасадом дома частично расположена ниже уровня газона. В результате цоколь залит дождевыми водами, дождевые в воды затекают под цоколь.

7 8

Размещение домов на болотах при отсутствии спроектированных и построенных дренажных систем – системная беда домов, построенных под расселение аварийного жилья в Тверской области. Последствия такого размещения – вода в подвалах, намокание строительных конструкций, плесень и грибок фундаментов, полов и стен МОП и квартир 1-х этажей, устройство не запроектированных и ненадежных в эксплуатации дренажных систем в подвалах, сложные в эксплуатации дренажные канавы, проблемы, связанные с жизнью на болоте. Характерный пример такой ситуации – добротные и удобные для жителей дома № 54 корп. 2 и 3 по ул. Тарасова в Осташкове страдают от постоянно заливающей подвалы воды. Без проекта, в целях преодоления недопустимой ситуации, в обоих корпусах были устроены дренажные колодцы с принудительной откачкой воды, однако, принципиально ситуация не изменена, вода стоит в подвалах даже в самые сухие летние месяцы, снижая качество жизни людей и срок возможной эксплуатации дома. Впрочем, нет худа без добра: изобретательные жители используют подвальные «озера» для полива цветов на газонах.

Зарастет мхом цоколь дома, построенного в селе Есинка Ржевского района, пгт. Терелесовский Вывшневолоцкого района.

9 10

Есинка                                                                                                  Терелесовский

Эту проблему подтверждает информация с сайта Фонда поддержки реформирования ЖКХ в отношении МКД, построенных в Тверской области, где на контроле находятся «подтопления подвальных помещений» по целому ряду адресов Тверской области.

Отсутствие разумного подхода к размещению МКД имеет еще одно трудно объяснимое следствие, которое особенно ярко проявилось в Осташкове.

По одной их самых первых программ жилье для расселения аварийных домов было закуплено в д. № 2  по Боинскому пер.. Этот дом оснащен септиком. Который находится примерно в 300 метрах от дома. Также в 300 метрах от этого дома построены корпуса 2 и 3 дома 54 по ул. Тарасова, имеющих также септики. А между этом домами – в 30 метрах от каждого – расположены 7 корпусов дома №2 по ул. Мира, оснащенных централизованной канализацией.

Абсолютное большинство домов Тверской области, построенных под расселение аварийного жилья не имеют надлежащего благоустройства дворовых территорий: нет детских и спортивных площадок, парковок, площадок для сбора отходов. В результате новостройки не улучшают, а ухудшают качество городской среды. С учетом федеральной программы «Комфортная городская среда» такое положение дел представляется недопустимым. Примером иного положения дел должны служить оба корпуса дома № 8 по ул. Строителей в Осташкове, где построена прекрасная детская площадка.

11Осташков, ул. Строителей, д. 8

Жители многих других домов вынуждены обустраивать свои дворы самостоятельно.

Основная масса новоселов довольна своими квартирами, которые по условиям Фонда поддержки реформирования ЖКХ должны быть полностью подготовлены к проживанию.

Но в Тверской области прошел ряд процессов по принудительному вселению граждан в квартиры с кухней-нишей. Людей можно понять. Например, семья из 2 человек, мать со взрослым сыном, ранее проживавшие в 2-х комнатной квартире, состоявшей из 2 комнат и кухни, в аварийном доме, оказались в  2-х комнатной квартире с кухней-нишей в пос. Элеватор г. Твери. При том, что к дому у семьи претензий нет, пожилая мать фактически живет на кухне, испытывая все неудобства, связанные с режимом питания своего сына. Не выражают претензий к квартирам с кухней-нишей только одинокие граждане. Суд не поддержал жителей, которые отказывались вселятся в квартиры с кухнями-нишами, тем не менее, не стоит  строить квартиры с кухней-нишей, ухудшающие условия проживания граждан даже по сравнению с аварийными домами, при том, что комната с кухней-нишей в соответствии с действующим законодательством не является жилым помещением.

Граждане не сильно жалуются на качество отделки квартир, понимают, что деньги муниципалитетов ограничены. Но с государственной точки зрения нерационально допускать, чтобы большинство новоселов немедленно после вселения начало менять двери и окна на более качественные.

Принципы отбора подрядчиков для строительства МКД для расселения аварийного жилья не позволяют 100%-но точно выбрать надежного подрядчика. Замена подрядчика в процессе строительства приводит к ухудшению качества МКД. Например, дом в Бологое по адресу: Заозерный, 4 Б построен на фундаменте, оставшемся от первого подрядчика, изменен вторым подрядчиком, в результате фундамент пришлось как-то укреплять. На настоящий момент – без проведения экспертизы – невозможно утверждать, что этом фундамент абсолютно надежен.

Все это проблемы характерны, прежде всего, для домов ниже 5 этаже и стали возможны во многом потому, что именно они построены по проектам, не прошедшим государственную экспертизу. Дома этажностью 5 этажей и выше имеют значительно более высокое качество, в т.ч. и потому, что их проекты прошли обязательную госэкспертизу.

Выводы:

– надо усиливать и укреплять архитектурные службы в районах нового строительства;

– надо усиливать ответственность комиссий по приемке домов в эксплуатацию;

МКД, построенные под расселение аварийного жилья должны быть оснащены объектами благоустройства в соответствии с требованиями градостроительных нормативов;

квартиры с кухнями-нишами не должны строиться для расселения граждан из аварийных домов; если сохранится порядок строительства МКД под расселения аварийного жилья, существующий в настоящее время, считаю необходимым разработать типовой проект для домов под расселение;

– в условиях строительства МКД под расселение аварийного жилья надо предусмотреть возможность участия средств собственников для обеспечения более высокого качества отделки квартир;

– необходимо пересмотреть условия ФЗ-44 с целью повышения ответственности заказчиков и подрядчиков за качество домов, построенных под расселение аварийного жилья;

– проекты всех домов, строящихся под расселение аварийного жилья, должны проходить обязательную государственную экспертизу.

Впрочем, всех этих проблем можно избежать, если расселять аварийные дома на принципиально иной основе, выдавая жителям домов жилищные субсидии из расчета нормативной цены квадратного метра при расселении, установленной Фондом, в обмен на обязательство освободить помещение в аварийном доме в установленный срок, по примеру субсидий военнослужащим, молодым семьям и другим категориям нуждающихся. По крайней мере, тем из них, кто хочет сам выбрать седее квартиру и, возможно, вложить дополнительно свои деньги для повышения качества своей жизни.

Антон Аржанов, директор ООО “Паритет”, студент 4 курса РАНХИГС, партнер Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Тверской области

Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account