Что больше всего беспокоит граждан России в жилищно-коммунальной сфере за отчетный период?
НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» подготовил очередной рейтинг проблем в сфере ЖКХ, составленный на основании обращений граждан в региональные общественные приемные сети общественного контроля в сфере ЖКХ и центральный офис НП «ЖКХ Контроль». В течение второго квартала 2019 года на горячие линии региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ и в приемную Национального центра «ЖКХ Контроль» поступило 6565 обращений. Это на 1760 (на 21 %) обращений меньше, чем в первом квартале 2019 года.
Снижение количества обращений исполнительный директор НП “ЖКХ Контроль” Светлана Разворотнева объясняет сезонными факторами – в первую очередь началом весенне-летнего сезона с длительными праздниками и отпусками. “В целом тенденции, отмеченные в первом квартале, оставались неизменными и во втором, – отмечает эксперт. – При этом несколько снизилось количество обращений, связанных с начислением платы за ЖКУ и количество обращений по теме «благоустройство». Снижение доли обращений по данной теме можно объяснить тем, что во втором квартале, в отличие от первого, не происходил очередной плановый рост платежей за коммунальные услуги. При этом вопрос начисления платы за ЖКУ, в том числе ее рост и непрозрачность платежей, на протяжении последних четырех лет продолжает оставаться самым популярным поводом для обращения в общественные приемные. Можно предположить, что значительное количество обращений по теме «благоустройство» в первом квартале было связано с вопросами очередности работ во дворах. Зачастую принципы формирования такой очередности и перенос сроков по конкретным объектам не были понятны гражданам. Во втором квартале эта тема стала менее актуальной”.
Выросло количество обращений, связанных с вопросами содержания и управления многоквартирных домов, а также с вопросами качества коммунальных услуг. Последний факт объяснить достаточно сложно, поскольку, как правило, пик подобных обращений связан с началом осенне-зимнего отопительного сезона. После окончания отопительного периода число обращений, как правило, снижается и снова возрастает в связи с летними отключениями горячей воды. По всей видимости, увеличение количества обращений связано с ситуацией в отдельных конкретных регионах.
Также некоторый рост обращений наблюдается по вопросам капитального ремонта, что также традиционно для весенних и летних месяцев, когда в регионах проходят массовые ремонты домов.
ТОП-10 тем обращений по версии НП «ЖКХ Контроль» за I-II кварталы 2019 г.
Позиция в рейтинге | Тематика проблем, волнующих граждан | Количество обращений II квартал | % от количества обращений II квартал | % от количества обращений
I квартал |
1 | Начисление платы за ЖКУ | 1 046 | 15,93 | 17,45 |
2 | Неудовлетворительное состояние, содержание и ремонт МКД | 964 | 14,68 | 13,97 |
3 | Управление МКД | 769 | 11,71 | 9,89 |
4 | Обращение с ТКО | 729 | 11,10 | 11,66 |
5 | Благоустройство придомовой территории | 595 | 9,06 | 12,43 |
6 | Капитальный ремонт | 555 | 8,45 | 7,29 |
7 | Качество коммунальных услуг | 462 | 7,04 | 5,15 |
8 | Общие собрания собственников | 211 | 3,21 | 3,11 |
9 | Общее имущество (состав, возврат, распоряжение) | 151 | 2,30 | 2,02 |
10 | Проблемы с Индивидуальными и общедомовыми приборы учета | 144 |
2,19
|
2,62 |
10 | Иные | 939 | 14,31 | 14,41 |
ВСЕГО ОБРАЩЕНИЙ: | 6 565 | 100 % | 100 % |
Расшифровка показателей
I. Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги (1 046 обращений, что составляет 15,93%) и включает следующие проблемы:
• соблюдение порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги;
• перерасчеты;
• формирование и доставка платежных документов;
• дополнительные платежи, комиссии;
• установление и изменение размера платы за жилое помещение
• начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме – 176 обращений, что составляет 2,68 % от общего количества.
II. Неудовлетворительное состояние, содержание и текущий ремонт МКД (964 обращения, что составляет 14,68%).
III. Управление МКД (769 обращений, что составляет 11,71%) включает следующие проблемы:
• споры хозяйствующих субъектов о праве управления МКД (проблема двойных платежных документов);
• законность действий ТСЖ, ЖСК, управляющих организаций (в том числе вопросы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности);
• раскрытие информации управляющими организациями;
• лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами;
• договор управления;
• предоставление и содержание отчетов об исполнении договоров управления, актов выполненных работ;
• ГИС ЖКХ – 27 обращений, что составляет 0,41% от общего количества обращений;
создание и деятельность советов МКД, выплата вознаграждения членам совета
IV. Проблемы, возникающие в связи с введение новой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (729 обращений, что составляет 11,10%) включает следующее:
• исключение платы за ТБО из состава платы за содержание жилья;
• начисление платы за ТКО, выставление платежных документов;
• заключение договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственниками и региональным оператором, между управляющими организациями и региональным оператором;
• уборка и содержание контейнерных площадок, их количество, доступность, перенос, бестарный вывоз, раздельное накопление;
• норматив потребления услуги;
• соблюдение периодичности предоставления услуги;
• прочие вопросы.
V. Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории (595 обращений, что составляет 9,06 %), в том числе:
• реализация на территории Российской Федерации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» – 94 обращений, что составляет 1,43 % от общего количества обращений.
• .
VI. Капитальный ремонт (555 обращений, что составляет 8,45%) и включает следующие проблемы:
• сроки проведения капитального ремонта (обоснованность сроков, установленных региональными программами, соблюдение сроков согласно договорам подряда);
• размер взноса на проведение капитального ремонта;
• отсутствие информации о региональных программах проведения капитального ремонта, их актуализации;
• качество и соблюдение сроков выполнения работ в рамках проводимого капитального ремонта;
• организация проведения капремонта (проведение общих собраний, утверждение документации и видов работ, доступность документов, приемка работ);
• выполнение гарантийных обязательств;
• прочее.
VII. Неудовлетворительное качество предоставляемых коммунальных услуг (462 обращения, что составляет 7,04%) .
VIII. Общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах (211 обращений, что составляет 3,21% от общего количества обращений) включает следующие проблемы:
• подготовка, проведение общих собраний, подведение итогов голосования, уведомление о принятых решениях и их исполнение;
• – фальсификации документов;
• – доступность сведений о собственниках помещений;
• – другое;
IX. Общее имущество в многоквартирном доме (151 обращение, что составляет 2,30 % от общего количества обращений), в т.ч.определение состава и порядка использования, законность отчуждения общего имущества, в том числе в муниципальную и государственную собственность, взаимодействие с органами власти в разрешении вопроса возврата имущества в общую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, возврат.
X. Иные темы (939 обращений, что составляет 14,31%) включают следующие проблемы:
• социальный найм;
• жалобы на действия и бездействия уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, влияющих на соблюдение прав и законных интересов граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе коррупционная составляющая (61 обращение, что составляет 0,93 %);
• заключение договоров на обслуживание внутриквартирного газового оборудования;
• сохранность жилых помещений и соблюдение назначения их использования, перепланировка, переоборудование;
• прямые договоры собственников с ресурсоснабжающими организациями (14 обращений, что составляет 0,21 %);
• аварийное жилье: признание аварийным, переселение граждан, снос (67 обращений, что составляет 1,02 % от общего количества обращений);
• споры между физическими и юридическими лицами, прямо не связанные, но сопряженные со сферой оказания жилищно-коммунальных услуг.
Пресс-служба НП “ЖКХ Контроль”