Выскажу свою позицию сразу – проблемы на старте. Дальше будут мысли в слух.
Что почувствовали Кировчане и жители крупных райцентров? До реформы рядовому жителю многоквартирного дома жаловаться было не на что. Мусор вывозили, плата была посильная. С момента реформы (в начале зимы), у некоторых домов появились проблемы с количеством контейнеров, но не критичные, сейчас ситуация нормализовалась. Итого – для жителей города в многоквартирных домах качество услуги не изменилось, а цена существенно возросла. Упомянем еще проблемы с начислениями, которые так же вносят свой вклад в негативный фон.
Для жителей индивидуальных домов старт реформы осложнен отсутствием возможности заключить договор на индивидуальный контейнер и появлением дополнительных общих контейнеров в частном секторе, жалобами оператора на невозможность подъехать к некоторым контейнерам. И, самое главное, существенным ростом платы за мусор. Почему-то в Кировской области не выделили в отдельный сегмент индивидуальные дома. Сейчас договоры на индивидуальные контейнеры заключены только с теми счастливчиками у кого на декабрь 2018 года был договор на вывоз индивидуального контейнера, не было задолженности и контейнер был в собственности. При этом люди все равно платят с квадратного метра. Остальные – в места общего накопления или по сложной процедуре Постановления Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039 “Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра”.
В районах области ситуация хуже. Доходы населения еще ниже, объем мусора смешной, состояние дорог такое, что не всегда машина может проехать, кое-где помешочный сбор. Брр..
Остаются вопросы – насколько остро стояла проблема экологии, чтобы ее бегом решать за счет населения в такой непростой экономической ситуации, да простят меня экологи. Особенно смешно ситуация выглядит в малых деревнях, где экологический ущерб от кучки мусора в специально вырытой ямы за околицей вряд ли превысит ущерб от выхлопов огромной машины, буксующей на проселочной дороге, пробирающейся к контейнеру.
Считаю, что разорвана технологическая цепочка в отрасли. Дело в том, что ответственность регоператора заканчивается у контейнера. А вот контейнер, контейнерная площадка – это проблема муниципалитета или УК или собственника. Тут все и начинается. Все споры по количеству контейнеров на площадке, графикам вывоза, местам размещения контейнерных площадок. Если бы это была зона ответственности регоператора, то у него была бы заинтересованность в оптимизации этих процессов. Мы бы не видели войн УК и жителей на контейнерных площадках куда носят мусор несколько домов с разных УК. Те же муниципалитеты в районах с ужасом понимают что организация контейнерных площадок пробьёт брешь в их бюджетах. Область выделяет некоторые средства на решение этих проблем (30,8 млн на этот год), но их явно недостаточно.
Сколько контейнеров ставить, где брать деньги, как оборудовать по каким требованиями. А как насчет СНИПа по которому контейнеры надо регулярно мыть? Кто видел хоть раз где и как моют контейнеры? А периодичность вывоза летом минимум раз в день? Небольшой пример. На улице протяженностью 1 км требуется установка 5 контейнеров. В обычной деревушке на таком расстоянии примерно 16 -20 домов в которых живут по 2-4 человека. При существующих нормативах эти контейнеры заполнятся за месяц – полтора. А требование вывозить раз в день жестко закреплено. Вот и гоняют за наш счет пустые машины, разбивая и без того не самые лучшие районные дороги. А еще, мы покупаем пропуска этим машинам в период весеннего закрытия дорог, разумеется через включение этих затрат в тариф.
Выполнение любых требований стоит денег, все это требования нормативных актов, все это оплачивают жители. Нормативная база явно требует смягчения требований или помощи от государства. Это как в семье. Кто ж откажется ездить на мерседесе, но если денег хватает только на подержанную жигули – ездим на жигулях. Страна большая, и то, что хорошо для мегаполиса, не применимо для малых поселков.
Мусорная реформа будет продолжатся, часть проблем снимется в следующем году (выделение частного сектора в городах, законные и точные нормативы, правильная логистика (изменение терсхемы). Часть вопросов снимется в ближайшие годы (мусоропереработка). Но важно решить системные проблемы, в том числе изменения законодательства. Это позволит ускорить реформу и сделать ее посильной для населения.