Каждый год зима к россиянам подкрадывается незаметно. Но муниципалитеты к ней готовятся как в пословице – еще летом. Проводят подготовку теплосистем многоквартирных домов и получают паспорта готовности к зиме. В Минстрое 12 ноября на селекторном совещании был подведен некий итог: все уголки страны готовы к холодам почти на 100%:
К текущему отопительному сезону подготовлено (по данным Минстроя, селекторное совещание 12.11.2019г.)
- 7,46 млн. единиц жилфонда;
- свыше 70 тыс. котельных;
- более 170 тыс. км теплосетей;
- 0,5 млн. км водопроводных сетей.
Между тем только в ноябре, с наступлением настоящих холодов, зафиксированы аварии на теплосетях в Чебаркуле (Челябинская обл.), Новосибирске, Барнауле, Ульяновске, Перми. Везде уличная температура составляла от «минус» 20 до «минус» 30 градусов ниже нуля.
С 20 по 25 ноября 2019 года НП «ЖКХ Контроль» провел общественный мониторинг исполнения Федерального закона от 27.07.2010 № 190 «О теплоснабжении в части выполнения регионами и муниципалитетами подготовки к отопительному сезону, в том числе – исполнения Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденные Постановлением Правительства № 103 от 12.03.2013.
Опрашивали экспертов сети НП “ЖКХ Контроль” в 60 субъектах РФ по вопросам:
- общая оценка начала прохождения отопительного сезона;
- наличие проблем на старте отопительного сезона;
- соблюдение температурного режима и непрерывности предоставления коммунальной услуги в домах в период прохождения отопительного сезона.
В среднем эксперты оценили начало отопительного сезона на 3,98 балла (по 5-балльной шкале). Ряд регионов отметили, что в 2019 году подготовка к отопительному сезону проходила более качественно и с меньшим количеством авралов, также меньшее количество проблем было зафиксировано на старте отопительного периода (что было также обусловлено теплой осенью и поздним приходом минусовых температур в большинстве субъектов РФ).
При этом эксперты отметили ряд следующих проблем как на старте отопительного сезона, так и во время его подготовки:
- Был зафиксирован ряд аварий, связанных с отключением тепла в жилых домах и социальных объектов в следующих субъектах РФ: Алтайский край, Астраханская Воронежская, Костромская область, Краснодарский край, Курская, Магаданская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская, Свердловская, Омская, Смоленская, Ульяновская, Ярославская, Республика Калмыкия, г. Санкт – Петербург. В подавляющем большинстве случаев аварии были обусловлены прорывами на сетях.
- В ряде регионов отдельные муниципальные образования так и не получили паспорта готовности к зиме. Такие случаи, в частности, были зафиксированы в Алтайском крае, Владимирской, Омской, Мурманской областях и др.
- В некоторых субъектах наблюдался срыв сроков начала отопительного сезона. В их числе: Республика Калмыкия, Краснодарский край, Республика Крым, Белгородская, Саратовская, Свердловская, Смоленская, Омская области и ряд других регионов. Проблемы были связаны с наличием у котельных долгов за энергоносители, с незаконченными ремонтами сетей и общей их изношенностью, неготовностью отдельных многоквартирных домов к отопительному сезону.
- В ряде регионов (Омская область, Владимирская область) подготовка к зиме коммунальной инфраструктуры отдельных муниципальных районов, поселений в районах велась путём прекращения деятельности нерентабельных котельных и переводу домов на газовое отопление полностью за счет средств жителей. При этом заблаговременно жителей о готовящихся изменениях не информировали, мер социальной поддержки для тех, у кого не хватит средств на покупку индивидуальных отопительных приборов, предусмотрено не было.
- Многоквартирные дома не были должным образом подготовлены к зиме – не проводились, либо проводились некачественно. Например, в Астраханской области из 1673 домов документы о готовности к отопительному сезону в срок получили только 487 МКД. Такие проблемы характерны для многих субъектов, особенно для муниципалитетов, где много старых, ветхих и аварийных домов. От таких домов часто отказываются управляющие компании, и они переходят на так называемую «непосредственную форму управления», а по факту не управляются никем. Также в зоне риска оказываются многоквартирные дома, принадлежащие Министерству обороны (ред. – находятся под управлением УК, учредителем которых является Министерство обороны). Например, в Костромской области было отмечено неудовлетворительное качество предоставляемых услуг по горячему водоснабжению в домах, находящихся на обслуживании бывшей квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) Костромского гарнизона.
- Отсутствие тепла в целом ряде регионов было связано с незавершенным капитальным ремонтом внутридомовых инженерных систем.
- При запуске отопления в многоквартирные дома наблюдалось несоблюдение требований к качеству теплоснабжения. Недостаточное давление теплоносителя привело к неравномерному повышению температуры в доме (данная проблема была зафиксирована во Владимирской, Курской, Тульской, Ярославской областях). Несоблюдение температурных графиков было характерно для всех регионов. Теплая осень при этом обернулась во многих регионах «перетопами» – подачей в дома избыточного количества тепла и необоснованным тратам потребителей. При этом зачастую у потребителей отсутствует необходимая информация, которая позволяет предъявлять претензии к поставщикам тепла. Вот оценка ситуации руководителем Смоленского регионального центра общественного контроля в сфере ЖКЗ: «В городе Смоленске, все потребители на прямых договорах с ресурсоснабжающей организацией, но на ее сайте отсутствует информация, являющаяся существенным условием договора, а именно не определены параметры подачи в дом, поэтому мы не можем определить соблюдается ли температурный режим, а вот в квартирах температура воздуха пока в норме, но еще не было морозов».