Мы неоднократно писали на эту тему и приводили существенные доводы в пользу того, что электросчетчики, да и любые другие, должны устанавливать те, кто и обеспечивает помещения тем или иным ресурсом. И приводили на примере автотакси, где счетчик принадлежит компании, а не пассажиру.
«Коронавирус помешал энергокомпаниям заработать на замене счетчиков» под таким названием подготовили статью Андрей Жуков и Ефим Дубинкин, которая была размещена 22 апреля 2020 на сайте dp.ru, ознакомиться можно перейдя по ссылке: https://m.dp.ru/a/2020/04/22/Nenuzhnaja_speshka
С 1 июля ответственными за замену электросчетчиков в жилых домах – пишут авторы, – станут энергокомпании, а не жители. По странному совпадению некоторые потребители получили грозные уведомления о необходимости срочно заменить приборы учета.
Энергетики говорят, что работа по замене приборов ведется в плановом режиме. Как уверяют в “Петроэлектросбыте”, никаких специальных акций по переустановке счетчиков в преддверии вступления в силу федерального закона № 522 от 27 декабря 2018 года компания не инициировала. Этот закон предусматривает перенос с 1 июля 2020 года затрат по замене приборов учета с собственников жилья в многоквартирных домах на гарантирующих поставщиков, а в частных домохозяйствах — на сетевые организации.
В материале авторы пишут и о работе в этом направлении Санкт-Петербургского регионального центра общественного контроля НП «ЖКХ Контроль», указывая, что «попыток принуждения к досрочной замене счетчиков со стороны сбытовых компаний не увидели и в региональном центре общественного контроля в сфере ЖКХ Петербурга».
«Даже если предположить, что «сбыты» торопятся переустановить как можно больше счетчиков за средства жильцов до 1 июля, это мало что дает потребителям, — считает руководитель центра Алла Владимировна Бредец. — Собственник может отказаться от переустановки и подождать, когда замена прибора будет происходить за счет сбытовой компании, но до этого момента он будет платить по усредненному коэффициенту, что часто выходит дороже, чем замена прибора учета”.
Как бы то ни было, но в процесс переустановки счетчиков вмешался внешний фактор — коронавирус. Своевременно выполнить услугу по замене оборудования “Петроэлектросбыту” стало сложно, поскольку его сотрудники старшего возраста оказались в зоне риска и были временно отстранены от работы. Срок ожидания услуги увеличился. Некоторые клиенты, оплатив замену прибора в личном кабинете, ждут мастера уже более месяца.
Не исключено, что темпы переустановки счетчиков в ближайшее время замедлятся еще сильнее, так как у энергетиков пропали экономические стимулы форсировать эту работу. Правительство РФ 2 апреля утвердило постановление № 424, которым приостановило применение повышающего коэффициента к тарифу в случае использования потребителем прибора учета с истекшим межповерочным интервалом (МПИ). То есть если раньше поставщик электроэнергии мог на забывчивого потребителя воздействовать рублем, то на это время он лишился этой возможности.
В “Петроэлектросбыте”, правда, говорят, что в замене счетчика с просроченным МПИ заинтересованы и клиенты, поскольку срок эксплуатации устройства влияет на точность расчетов за услугу. Кроме того, устройства, выпущенные 25–30 лет назад, давно не соответствуют мерам пожарной безопасности.
По мнению экспертов, потребителям и энергетикам сейчас нет смысла торопиться с заменой приборов. “Учитывая сложность текущей ситуации, исполнение федерального закона может быть отложено”, — предположил Валерий Дзюбенко, заместитель директора ассоциации “Сообщество потребителей энергии”. Тем более что траты, которые понесут энергокомпании за замену счетчиков, будут им компенсированы в тарифе.
Законодательство предусматривает, что с 1 июля 2022 года поставщики электроэнергии будут обязаны оснащать потребителей интеллектуальными приборами учета. То есть кампания по замене счетчиков в любом случае будет иметь продолжение.
Пресс-служба Санкт-Петербургской РОО
«Объединение Советов многоквартирных домов»
(РЦОК НП «ЖКХ Контроль»)