12 мая исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева выступила на совместном он-лайн заседании Президиума Общественного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства и Ассамблеи региональных общественных советов в сферах строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с докладом по совершенствованию господдержки социально-незащищенных граждан в части оплаты жилищно-коммунальных услуг.

В заседании приняли участие Заместители председателя Общественного совета Минстроя России Светлана Разворотнева.и Игорь Шпектор,  исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова, Директор ассоциации СРО «Некоммерческое Партнерство «Национальный Жилищный Конгресс» Татьяна Вепрецкая.

Модератором встречи выступил Председатель Общественного cовета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Председатель Наблюдательного совета Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Степашин Сергей Вадимович.

С приветственным словом к участникам выступил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Егоров Максим Борисович.

В своем выступлении она подчеркнула, что социальная защита граждан в период кризиса безусловно важнейшая задача органов власти. Вместе с тем подобные меры поддержки должны осуществляться за счет бюджета, не ухудшая условия работы для бизнеса.

Отмена штрафов и пеней, к примеру, поможет чувствовать себя увереннее гражданам, находящимся на самоизоляции и не имеющим навыков он-лайн оплаты услуг ЖКХ. Однако эти меры могут привести и к снижению платежной дисциплины у граждан с пониженной социальной ответственностью. Отмена платежей за капремонт также может дать соответствующие сигналы о том, что «можно не платить и ничего за это не будет».

Подобные меры, несомненно, приведут к дальнейшему падению собираемости платы.

Кроме того, сроки, установленные в 424 Постановлении Правительства, трудно объяснить с точки зрения логики. Отмена штрафов и пеней, а также такая мера, как приостановка поверки индивидуальных приборов учета осуществляется до 1 января 2021 года. При этом во многих регионах самоизоляция закончится гораздо раньше. Поэтому было бы целесообразно ограничить сроки действия правил постановления периодом окончания самоизоляции в каждом отдельном регионе.

Кризис, порожденный пандемией – прекрасное время для того, чтобы начать работать эффективнее, совершенствуя те меры поддержки, которые позволят оказывать максимально адресную помощь нуждающимся.

В первую очередь речь необходимо вести о совершенствовании института жилищной субсидии.

Во-первых, необходимо внести изменения в процедуру предоставления субсидий не только для тех, кто уже их получает, но и для тех, кто не справляется с платежами потому, что финансовое положение семьи резко ухудшилось в период кризиса.

Нужны следующие нормативные документы:

  • Изменения в Правилах Предоставления жилищных и коммунальных услуг (ПП 761 от 14.12.2005), устанавливающие порядок начисления совокупного дохода семьи. В период кризиса следует учитывать доход семьи на день подачи заявления. Это позволит не накапливать долги. Есть прецеденты – 125 ФЗ от 24.04.2020 – социальная помощь семьям с безработными.
  • Обеспечить выплату субсидий для граждан, имеющих долги и не заключивших договор об их реструктуризации. При этом можно сохранить условие о приостановке выплаты субсидии в случае неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев (как это сейчас предусмотренного 761 ПП). Опыт Москвы и Волгоградской области.
  • Сбор документов для получения субсидии предоставляет для многих непреодолимые проблемы. Ставрополь – необходимо предоставить до 20 документов (ксерокопии – за свой счет). В Удмуртии в некоторых случаях – до 39 документов. Безусловно, большинство документов органы соцзащиты могли бы получать самостоятельно, в рамках межведомственного электронного документооборота. К сожалению, не во всех регионах подобные системы работают. Но коль скоро мы делаем ставку на развитие цифровизации, то именно на формирование таких систем в регионах следует тратить силы и средства после окончания пандемии. Но в период самоизоляции следовало бы предусмотреть возможность получения субсидии исключительно по заявительному принципу, путем подачи заявления в электронной форме или по почте, отложив необходимость сбора подтверждающих документов на период после карантина.

Период пандемии показал чрезвычайную значимость развития цифровых ресурсов. Возможность организовать взаимодействие с поставщиками услуг он-лайн очень важно для граждан, находящихся на самоизоляции. Тем более, что с началом эпидемии многие поставщики услуг начали активно развивать собственные ресурсы, на которых можно оплатить услуги без процентов. Однако здесь они вынуждены решать проблему снижения расходов граждан самостоятельно, без поддержки государства. Иначе как объяснить, что Приказом Минкомсвязи № 148 от 31.03 был утвержден перечень социально значимых информационных ресурсов в сети Интернет, в него вошли информационные сервисы по вопросам культуры, отдыха, науки, здорового образа жизни, но не вошли ресурсы, на которых можно подать заявку в аварийно-диспетчерскую службу, сдать показания приборов учета или оплатить коммунальные услуги.

Безусловно, после окончания кризиса необходимо вернуться к идее, которую в рамках антикризисных мер обсуждал Минстрой РФ – к введение единого стандарта предоставления субсидий. Однако эту идею нужно обсуждать. Поскольку 15 % для всех – это не очень эффективно. В отдельных регионах, например Москве, установлен порог 10 %. В соответствии с Правилами предоставления субсидий регионы могут вводить дифференцированные стандарты. В Смоленской области, например, 5 %.

Уважаемые коллеги! Решения органов власти в нынешний непростой период имеют решающее значение. Однако и общественность, и бизнес также могут внести свой вклад в улучшение жизни граждан. Мониторинг, проведенный НП «ЖКХ Контроль» выявил массу положительных практик в регионах.

Во многих регионах волонтеры предлагают гражданам, находящимся на самоизоляции, помощь в проведении оплаты коммунальных платежей. В Хабаровском крае Почта России организовала доставку терминалов пожилым гражданам для оплаты ЖКХ услуг. Однако этого явно недостаточно, чтобы стабилизировать процесс оплаты жилищно-коммунальных услуг по всей стране. Все эти меры также позволяют помочь тем, кто оказался беспомощным перед лицом эпидемии и защитить бизнес от негативных последствий пандемии.

Что касается действий Правительства, мы в кратчайшие сроки ждем от него как минимум двух решений.

Включения ЖКХ в перечень отраслей, наиболее пострадавших от пандемии со всеми вытекающими мерами поддержки.

И предоставление адресной поддержи организациям, осуществляющим управление МКД, на проведение работ по дезинфекции и подготовке к зиме.

На встрече также обсуждались вопросы оплаты услуг ЖКХ арендаторами и арендодателями в условиях пандемии; предложения по совершенствованию системы субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в условии пандемии; работа ресурсоснабжающих организаций в условиях падения платежей; работа управляющих организаций в условиях пандемии: поднималась тема защита интересов работников ЖКХ в условиях пандемии.

 

Tags:
Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2021 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль". Сайт разработан AdLife Studio

Log in with your credentials

Forgot your details?