В мае 2020 года НП «ЖКХ Контроль» провел очередной мониторинг ситуации в сфере ЖКХ в период эпидемии короновируса. Мониторинг проводился путем проведения анкетирования представителей общественности, экспертов и представителей бизнеса в субъектах РФ и включал такие вопросы как:
- Ситуация в отрасли ЖКХ в целом, складывающаяся в субъектах РФ и снижение платежной дисциплины в регионах, в частности.
- Наличие дополнительных мер, направленных на поддержку граждан-плательщиков услуг ЖКХ, применяемые в субъектах РФ
- Наличие мер поддержки по отношению к организациям, осуществляющим управление МКД
- Работа организаций, осуществляющих прием платы за жилищные и коммунальные услуги.
Падение собираемости платежей за ЖКУ в отдельных регионах
№ п/п | Субъект Российской Федерации | Снижение собираемости за ЖКУ за апрель в % |
1. | Амурская область | 20 |
2. | Архангельская область | 4 |
3. | Астраханская область | 15 |
4. | Белгородская область | 6 |
5. | Владимирская область | 25 |
6. | Вологодская область | 10-15 |
7. | Воронежская область | 10-15 |
8. | Город Санкт-Петербург | 30 |
9. | Город Севастополь | 14-15 |
10. | Еврейская автономная область | 40 |
11. | Забайкальский край | 15 |
12. | Ивановская область | 20 |
13. | Калининградская область | 30-40 |
14. | Калужская область | 20 |
15. | Камчатский край | 22-27 |
16. | Кемеровская область | 30-40 |
17. | Кировская область | 8-17 |
18. | Костромская область | 10 |
19. | Краснодарский край | До 50 |
20. | Красноярский край | 35 |
21. | Курганская область | 20-30 |
22. | Курская область | 20-30 |
23. | Липецкая область | 4-10 |
24. | Новгородская область | 6 |
25. | Оренбургская область | 20 |
26. | Пензенская область | 15 |
27. | Пермский край | 50 |
28. | Приморский край | 20-22 |
29. | Псковская область | 30-40 |
30. | Республика Адыгея | До 50 |
31. | Республика Башкортостан | 25 |
32. | Республика Бурятия | 40 |
33. | Республика Дагестан | 10 |
34. | Республика Калмыкия | 60 |
35. | Республика Крым | 40 |
36. | Республика Татарстан (Татарстан) | 4-5 |
37. | Ростовская область | 20-30 |
38. | Рязанская область | До 5 |
39. | Самарская область | 10-34 |
40. | Сахалинская область | 20 |
41. | Свердловская область | 20-30 |
42. | Смоленская область | До 14 |
43. | Ставропольский край | До 25 |
44. | Тамбовская область | 35 |
45. | Томская область | 10-15 |
46. | Тульская область | 11-15 |
47. | Удмуртская Республика | 15 |
48. | Ульяновская область | 20 |
49. | Хабаровский край | 30 |
50. | Челябинская область | 35 |
51. | Чеченская Республика | 50 |
52. | Чувашская Республика – Чувашия | 35 |
53. | Ярославская область | 15-20 |
Следует отметить, что данные цифры являются крайне приблизительными, т.к. существует значительный разброс в уровне платежей внутри каждого субъекта (в крупных городах он выше, чем в малых и на селе). Также значительно различается уровень собираемости за различные жилищные и коммунальные услуги. Наиболее высокая собираемость традиционно отмечается в сфере электроснабжения. Наиболее низкая – в оплате за обращение с ТКО и капитальный ремонт.
По сравнению с мартом ситуация в сфере оплат за услуги ЖКХ несколько ухудшилась. Так, в марте, по итогам выборочного опроса 23 регионов падение платежей по сравнению с февралем составило в среднем около 12 %. В апреле по итогам опроса 50 регионов в среднем 25 %.
Падение собираемости обусловлено снижением доходов граждан, ослаблением мер воздействия на должников (Постановления Правительства № 424 от 02.04.2020, в соответствии с которым поставщикам жилищных и коммунальных услуг запрещается отключать коммунальные ресурсы для неплательщиков, а также взыскивать с них штрафы и пени за просрочку платежей). Также на собираемость платежей влияет невозможность части граждан оплатить услуги ЖКУ в связи с самоизоляцией.
При этом хорошо видно, что ситуация в регионах очень разная и зависит не только от объективных факторов, но и от субъективных, в том числе эффективности работы местных и региональных властей.
В Воронежской области, Кировской области, Краснодарском крае, Ивановской, Омской, Пензенской областях, Республике Татарстан, Удмуртской Республике, Хабаровском крае, Челябинской и Ярославской областях гражданам, не имеющим навыков он-лайн оплаты ЖКХ, помогают работники социальной службы, которые приходят на дом с терминалами.
В Калужской и Томской областях такая же работа организована силами Почты России.
Во многих регионах помощь пожилым гражданам, находящимся на самоизоляции, организована силами волонтеров.
Регионы также проводят мероприятия, направленные на снижение транзакционных издержек граждан при оплате жилищных и коммунальных услуг.
Так, например, в Амурской области, Республике Башкортостан, Белгородской области, Кемеровской, Кировской области, Омской области расширены возможности оплаты жилищных и коммунальных услуг без комиссионных сборов.
Особого внимания заслуживает опыт регионов, направленный на упрощение процедуры получения жилищных субсидий.
В Москве и Волгоградской области наличие задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги не учитывается при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В Вологодской области предусмотрена система дистанционной подачи документов на получение субсидий за жилищно-коммунальные услуги. В Краснодарском крае расширен перечень лиц, имеющих право на получение субсидий на оплату ЖКУ. В Тульской области снижен порог дохода домовладения для того, чтобы претендовать на получение субсидии на оплату ЖКУ. В Удмуртской Республике открыт дополнительный раздел на региональном сайте «Госуслуг» с целью упрощения процедуры получения субсидии на оплату ЖКУ для многодетных семей.
В ряде регионов органам местного самоуправления, государственным и муниципальным предприятиям выделены средства для авансовой оплаты коммунальных платежей.
В то же время отдельные регионы применяют меры поддержки, направленные на помощь гражданам за счет снижения собираемости ЖКУ.
В Москве, Московской области, Кировской, Ростовской, Пензенской областях и Республики Бурятия на несколько месяцев освободили от платы за капитальный ремонт. В Пермской крае предусмотрена рассрочка оплаты на вывоз твердых коммунальных отходов.
В особенно сложной ситуации в эпоху пандемии оказались управляющие организации, у которых не только упали доходы, но и увеличились расходы. В соответствии с региональными нормативно-правовыми актами на них возложили обязанности по проведении дезинфицирующих мероприятий в многоквартирных домах.
При этом расширяется география регионов, в которых оказывается помощь управляющим организациям на проведение работ по дезинфекции из местных и региональных бюджетов.
Судя по результатам мониторинга помощь осуществляется в следующих субъектах: в Волгоградской, Калужской, Калининградской, Костромской, Ростовской, Тульской, Тюменской, Томской, Ярославской областях, Республиках Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Северная Осетия – Алания, Удмуртской Республике, Челябинской, Республике Калмыкия, Республике Крым, Республике Чувашия, Хабаровском крае.
При этом закупка дезинфицирующих средств не полностью решает проблему компенсации затрат управляющих организаций, т.к. не учитываются дополнительные выплаты работникам, закупка дезинфицирующих средств и т.д. Следует отметить, что методики расчета затрат управляющих организаций каждый регион разрабатывает самостоятельно, что также приводит к большому разнообразию методик и результатов. Проблему унификации могли бы решить методические рекомендации, разработанные на федеральном уровне. Но они на сегодняшний день отсутствуют.
При этом в значительном количестве субъектов не оказывается никакой помощи управляющим организациям при проведении дополнительных работ.
Список
субъектов, в которых управляющим организациям не предоставляются меры поддержки (по результатам проведенного мониторинга)
№ п/п | Субъект Российской Федерации |
1. | Амурская область |
2. | Астраханская область |
3. | Белгородская область |
4. | Владимирская область |
5. | Вологодская область |
6. | Воронежская область |
7. | Город Санкт-Петербург |
8. | Город Севастополь |
9. | Еврейская автономная область |
10. | Забайкальский край |
11. | Ивановская область |
12. | Карачаево-Черкесская Республика |
13. | Кемеровская область |
14. | Кировская область |
15. | Краснодарский край |
16. | Красноярский край |
17. | Курганская область |
18. | Курская область |
19. | Липецкая область |
20. | Новгородская область |
21. | Омская область |
22. | Оренбургская область |
23. | Пензенская область |
24. | Пермский край |
25. | Приморский край |
26. | Псковская область |
27. | Республика Дагестан |
28. | Республика Татарстан (Татарстан) |
29. | Рязанская область |
30. | Самарская область |
31. | Свердловская область |
32. | Смоленская область |
33. | Ставропольский край |
34. | Тамбовская область |
35. | Ульяновская область |
36. | Чеченская Республика |
В условиях падения собираемости и роста расходов в отдельных регионах были зафиксированы попытки со стороны отдельных управляющих компаний увеличить платеж граждан без проведения собрания с целью компенсировать расходы на проведение дезинфекции. Такие сигналы поступали в общественные приемные сети общественного контроля Республики Коми и Краснодарского края.
Самым распространенным методом решения проблемы финансового дефицита для управляющих компаний является сворачивание работ по обслуживанию МКД, что в перспективе приводит к ухудшению качества проживания в таких домах, а в особо сложных случаях – к увеличению аварийных случаев. За период пандемии в таких субъектах как: Амурская область, Архангельская область, Свердловская область, Липецкая область, Псковская область, Республика Калмыкия, Самарская область, Томская область, Ульяновская область, Челябинская область, Чувашская Республика – количество обращений на некачественное обслуживание домов, поступающих в общественные приемные сети общественного контроля, уже увеличилось.
Также по результатам мониторинга можно видеть, что в связи с эпидемией короновируса массовые увольнения из организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами зафиксированы только в Еврейском автономной области и Оренбургской области по причине резкого снижения заработной платы.