В течение второго квартала 2020 года в приемные региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХв 77 субъектах РФ и центральную приемную Национального центра «ЖКХ Контроль» поступило 8 082 обращения. На основании анализа данных обращений Некоммерческим партнерством «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» был составлен список основных проблем в сфере ЖКХ (Рейтинг проблем). Итоги анализа приведены в сводной таблице.
ТОП-10 тем обращений по версии НП «ЖКХ Контроль»
Позиция в рейтинге | Тематика проблем, волнующих граждан | Количество обращений, 2 квартал | % от количества обращений, 2 квартал |
1 | Неудовлетворительное состояние, содержание и ремонт МКД | 1 355 | 16,8 |
2 | Начисление платы за ЖКУ | 1 197 | 14,8 |
3 | Управление МКД | 998 | 12,3 |
4 | Капитальный ремонт | 759 | 9,4 |
5 | Качество коммунальных услуг | 634 | 7,8 |
6 | Благоустройство придомовой территории | 540 | 6,7 |
7 | Общие собрания собственников | 468 | 5,8 |
8 | Обращение с ТКО | 261 | 3,3 |
9 | Общее имущество (состав, возврат, распоряжение) | 258 | 3,2 |
10 | Иные | 1612 | 19,9 |
Всего обращений: | 8082 | 100 % |
Основные выводы
Пандемия и режим самоизоляции увеличили поток обращений в общественные приемные. Новая реальность породила у граждан новые вопросы, которые не были актуальны ранее, в том числе связанные с содержанием мест общего пользования в период пандемии. Также граждан интересовал вопрос и об обоснованности распространенной в СМИ информации о временном запрете начислять пени за просрочку внесения платы за жилое помещение.
Возросла активность обращения в общественные приемные управляющих компаний и ТСЖ, которые также требовали разъяснений по проблемам отсутствия финансирования на приобретение дезинфицирующих средств и средств защиты для работников, затраты на которые не заложены в в размер платы на содержание жилого помещения, отсутствие средств дезинфекции в продаже. Управляющие организации в прошедший отчетный период столкнулись с проблемой отказа сотрудников выполнять работы, опасаясь за собственное здоровье, необходимостью дополнительно финансово стимулировать работников, осуществлять выплаты за работу в дополнительные выходные дни.
Практически во всех регионах был популярен вопрос о порядке организации проведения общих собраний собственников. Владельцы специальных счетов (ТСЖ, ЖСК, ЖК) столкнулись с тем, что кредитные организации, в которых такие счета отрыты, требовали предоставить решения общих собраний собственников о продлении полномочий председателей правления, что также является игнорированием действующего законодательства.
В общественную приемную ТОПОО “Качество жизни” – Центр общественного контроля в сфере ЖКХ Тверской области во 2 квартале 20 г. поступило 844 обращения. В отличие от общероссийского рейтинга в Тверской области практически не было вопросов о неудовлетворительном состоянии, содержании и ремонте МКД, начислении платы за ЖКУ, управлении МКД.
Жителей и управляющие организации Тверской области интересовали, прежде всего, вопросы дезинфекции в связи с пандемией – кто ее должен делать и кто должен за нее платить. Ответа на этот вопрос нет до сих пор, поскольку дезинфекция не входит в минимальный перечень работ по обслуживанию общего имущества собственников.
Очень востребованным оказался также вопрос о проведении общих собраний. ТОПОО “Качество жизни” – ЦОК даже разработало рекомендации для случаев, когда собрание нельзя было не проводить и направило их заинтересованным собственникам, УК, ТСЖ и ЖСК.
ТОПОО “Качество жизни” – ЦОК, проанализировав ситуацию в отрасли в период, когда необходимо было незамедлительно принимать нестандартные и несвойственные отрасли решения, считает, что надо активно ставить вопрос о восстановлении полноценного управления отраслью, как на федеральном, так и на региональном уровне.