1. Требования законодательства к учету энергоносителей.

Наше государство давно и всерьез взялось за организацию энергетической эффективности и энергосбережения, а также за разработку и реализацию механизмов управления этими процессами, о чем свидетельствует нарастающая волна постановлений Правительства, приказов и распоряжений профильных министерств и ведомств. Это понятно – каждый законодательный акт требует достаточно большого количества подзаконных актов. Слова об энергетической бережливости обрели форму закона, который устанавливает требования по обязательному коммерческому учету энергоресурсов, по энергетической эффективности новых зданий, по сокращению бюджетных расходов на приобретение энергетических ресурсов, а также по содержанию общего имущества многоквартирных домов.

Интерес к инициативе государства проявили практически все. В условиях ухудшения экономической ситуации с перспективой медленного восстановления экономики и производители, и потребители стали считать деньги и искать способы экономии. Это как раз тот редкий случай, когда государственные интересы совпадают с частными, так что у идеи энергосбережения есть неплохие шансы на воплощение. Однако чтобы закон продолжал заработать, необходимо создать работающие и понятные инструменты организации и управления процессом энергоэффективности и энергосбережения. И не только государство, а мы все должны принимать в этом самое активное участие.И капитальний ремонт зданий имеет в этом немалую роль

Сконцентрируем внимание на некоторых базовых положениях законодательства, непосредственно касающихся учета энергоносителей:

1.1. Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (№ 261-ФЗ):

– устанавливает обязанности по учету энергетических ресурсов (ст. 9, п.3);

– включает в требования энергетической эффективности зданий показатели, характеризующих удельную величину расхода энергоресурсов (ст. 11, п.2);

– обязывает устанавливать приборы учета (ст. 11, п.4);

– устанавливает в энергетических обследованиях приоритетность получения объективных данных об объеме используемых энергоресурсов (ст.15);

– устанавливает государственный контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и энергетической эффективности (ст.29.).

1.2. Требования к характеристикам приборов учета, а также к действиям по их установке, замене, эксплуатации определяются в соответствии с законодательством РФ (№ 261-ФЗ, ст. 13, п.п. 1, 8).

1.3. Коммерческий учет теплоносителей, тепловой энергии осуществляется приборами учета (№ 190-ФЗ, ст. 19, п. 2).

Таким образом, федеральные законы устанавливают в общем виде что должно быть в энергосбережении. А еще необходимы подзаконные документы, отвечающие на все другие, уже конкретные, вопросы. И их немало.

2. Приборный учет как инструмент государственного контроля за энергопотреблением, а также количественной оценки энергетической эффективности в реальных, измеряемых величинах.

С момента подписания Президентом Российской Федерации федерального закона № 261-ФЗ было создано достаточно большое количество как федеральных, так и региональных структур, занимающихся вопросами энергоэффективности и энергосбережения, разработан целый ряд программ и мероприятий, опять же, и федеральных, и региональных (часть которых реализуется, часть осталась на бумаге), постоянно идут различные конференции, конгрессы, «круглые столы». Вот только приборного учета или касаются вскользь, или на специализированных мероприятиях. Может потому, что сам по себе приборный учет не дает никакой энергетической эффективности и ему не уделяется должного внимания.

Можно смело сказать, что основные мероприятия по энергоэффективности разработаны и уже реализуются, но любое энергоэффективное решение требует оценки своей эффективности. Да, можно рассчитать теплопередачу каких-то новых ограждающих конструкций, но эта оценка будет теоретической. А качество ограждающих конструкций, качество самого строительства или ремонта здания? Не секрет, что у разных производителей оно зачастую сильно отличается. Наверно потому энергоэффективность большинства мероприятий оценивают как вероятность и в процентах.

И вот здесь-то приборный учет и является самым эффективным инструментом оценки проведенного мероприятия. Этот инструмент позволяет производить количественную оценку энергоэффективности в реальных, измеряемых величинах практически любого комплекса мероприятий, как локального, так и регионального или государственного. Он позволяет осуществлять государственный контроль за потреблением ресурсов и вести энергетический баланс территорий. Вот только проблема в том, что инструмент этот надо грамотно использовать.

А что мы имеем в действительности?

3. Проблемы в приборном учете энергоносителей.

А имеем мы целый ряд проблем.

3.1 Существующая система государственной правовой и нормативной документации не регламентирует всех аспектов качества проектирования, монтажа, производства, эксплуатации и технического обслуживания приборов учета энергоресурсов, тем самым не препятствует появлению на рынке недобросовестных производителей приборов (проектировщиков, монтажников и т.д.). Отсюда: практически любая организация может взяться за установку приборов учета, наличие на рынке приборов сомнительного происхождения, низкого качества, не соответствующих заявленным метрологическим характеристикам. Вызывает опасение вполне реальная вероятность выхода на рынок большого количества приборов, произведенных в неком азиатском регионе в гаражных условиях и с

соответствующим качеством, и здесь говорить о достоверности учета не приходится. Здесь необходимо отметить отсутствие квалифицированных организаций по установке узлов учета, и, главное, по квалифицированному их обслуживанию

3.2. Малоинформированность, а отсюда и затруднения потребителей в ориентации на рынке производителей приборов учета, отсутствие полноценной и достоверной информации о приборах учета, их качестве, технических, метрологических и экономических показателях.

3.3. Незащищенность потребителя от участия в конкурсах по организации приборного учета недобросовестных производителей с демпинговыми ценами. Тот же закон о госзакупках приоритетным показателем устанавливает цену, а не качество.

3.4. Как следствие из вышесказанного – недостоверность показаний приборов, отсюда:

– конфликтные ситуации между производителями и потребителями энергоресурсов;

– недостоверность информации при мониторинге мероприятий по энергетической эффективности государственными органами и проблемы в планировании мероприятий по энергоэффективности;

– проблема контроля государственных органов за потреблением ресурсов и ведения энергетического баланса территории.

4. Способы решения проблем приборного учета.

Ассоциация отечественных производителей приборов учета «Метрология энергосбережения» видит главной своей задачей решение указанных проблем.

Что мы хотим сделать и что делаем:

4.1. Необходимо сформировать полноценную нормативную базу по приборному учету, которая устанавливает:

– требования к техническим и метрологическим характеристикам приборов учета, к параметрам всех элементов узла учета;

– единую методологию выполнения работ на всех этапах – от проектирования узлов учета теплоносителей до оказания услуг по техническому и эксплуатационному обслуживанию;

– требования к системе контроля выполнения и результатам данных работ.

– требования по сертификации приборов учета, программного обеспечения, проектов, работ, услуг.

Ассоциация активно участвует в разработке ряда государственных нормативных документов, но на сегодня государственных нормативов явно недостаточно. Закон «О саморегулируемых организациях» позволяет восполнить эти пробелы, и Ассоциация в рамках этого закона формирует стандарты, устанавливающие единые правила по организации приборного учета на всех этапах. Пусть требования этих стандартов распространяются только на членов Ассоциации, но, во-первых, Ассоциация объединяет ведущих производителей приборов страны, а во-вторых, все добросовестные производители, да и потребители тоже, уже устали от «беспредела» в сфере приборного учета и, наверно, будут рады единым правилам игры.

Кроме того Ассоциация разработало ряд стандартов по приборному учету для Всероссийского объединения строителей и Комитета энергетики С-Петербурга, они аналогичны стандартам Ассоциации, т.е. эти организации тоже принимают требования наших стандартов.

4.2. Требуется создание информационного пространства для всех заинтересованных лиц, которое будет нести информацию о добросовестных участниках рынка приборного учета и их продукции, работах и услугах, о требованиях нормативных документов, о возможностях обучения и обучающие программы.

И одной рекламной и выставочной деятельностью здесь не обойтись. В настоящее время идет формирование стандарта жизненного цикла проборов учета по предложению Минстроя. Налаживается информационный обмен с региональными центрами по энергоэффективности, которые сейчас есть практически в каждом регионе.

4.3. Необходимо повысить компетентность потребителя, в том числе и теплоснабжающих организаций, застройщиков и т.д., в вопросах приборного учета на всех этапах жизненного цикла оборудования – от проектирования до утилизации.

Часть этой задачи решается путем создания информационного пространства, а кроме того организован цикл обучающих семинаров для теплоснабжающих организаций страны на базе учебных центров предприятий-членов Ассоциации.

Президент Ассоциации

«Меттрологтя энергосбережения» Г.В.Гришин

Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account