Государственное регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства не может осуществляться без анализа и прогнозирования социальных последствий принимаемых решений.
При формировании сбалансированной системы работы коммунального комплекса особое внимание необходимо уделять защите граждан от чрезмерного роста расходов на коммунальные услуги. С этой целью действуют механизмы регулирования предельного роста совокупного платежа граждан за коммунальные услуги.
Однако, в ходе дискуссии, состоявшейся 30.11.2020 года на базе Комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты Российской Федерации, было высказано мнение о том, что на сегодняшний день назрел вопрос изменения базовых подходов предоставления социальной поддержки граждан. Он заключается в том, чтобы право на получение такой поддержки в первую очередь регулировалось не предельным процентом расходов гражданина на услуги ЖКХ от его совокупного дохода, а установлением взвешенного, социально справедливого уровня, стандарта жилищного обеспечения гражданина.
Данный подход на самом деле представляется приоритетным, поскольку его применение берет за основу стандарт обеспеченности услугами, и, соответственно, чем выше такой стандарт, тем большее количество потребителей вправе претендовать на получение социальной государственной поддержки, при прочих равных условиях.
Экономическая стагнация, падение реальных доходов граждан, рост численности населения с доходами ниже прожиточного минимума и обострившиеся проблемы сбалансированности государственного бюджета на федеральном и региональном уровне актуализировали проблему повышения эффективности бюджетной и социальной политики.
В связи с этим, пристальное внимание общественности к проблеме социальной справедливости, эффективности предоставляемых населению мер поддержки, является задачей важнейшей и требующей пристальной проработки как со стороны органов исполнительной власти, так и общественности.