Еще 6 июля 2020 года портал Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края сообщил жителям края радостную новость: «В Кущевском районе, по нацпроекту «Жилье и городская среда» благоустроят три зоны отдыха. На проведение работ уже направлено более 35,5 млн. рублей федерального, краевого и местного бюджетов. Общая площадь реконструкции составит 46 тысяч кв. метров. Специалисты устанавливают бордюры и готовят основание для укладки дорожной плитки. В поселке Первомайском благоустроят общественную территорию более 14 тысяч кв. метров. В числе планируемых работ замена покрытий переездов, тротуаров и площадок, обустройство парковки, установка скамеек, малых архитектурных форм, а также озеленение территории. Завершить работы планируется до сентября».
Группа мониторинга Национального центра общественного контроля «ЖКХ-Контроль» в Краснодарском крае решила проверить исполнение обещаний и качество выполнения работ подрядчиком ООО «Элемент» (Краснодар) в станице Кущевская — парк у ДК «Степь» и в сквере поселка Первомайского. Для объективности общественной проверки, мы пригласили с собой руководителя направления «Жилье и городская среда» Краснодарского отделения Общероссийского народного фронта Дмитрия Ковтуненко и эксперта-строителя. Но, проверять оказалось нечего. Перед общественниками предстала практически первозданная «Степь» и как признал представитель исполнителя «в поселке Первомайском ситуация еще хуже»…
В связи с этим, хотелось бы задать вопрос Главе муниципального образования Кущевский район: «Почему не исполняются обещания жителям и обязательства региона по федеральной программе, которой Правительство уделяет первостепенное внимание? Почему, грубо нарушены сроки и образно выражаясь там «еще конь не валялся»? Не потому ли, что к проектированию и контролю муниципальные власти отнеслись формально, а недобросовестного подрядчика вовремя не заменили? Спорны как архитектурное решение, так и качество уже выполненной работы. По нашей оценке это не более 25 % запланированного объема. Устные заверения, что за неделю все будет завершено, вызывают больше беспокойства, чем успокоение. Либо ожидается штурмовщина и понятный результат, либо новые необоснованные обещания. Тем временем, погода приходит в климатическую норму — соседнюю Ростовскую область уже полностью замело, а над Кущевской срываются первые снежинки. Это не лучшее время для строительных работ.
«ЖКХ-Контроль» заглянул и в многоквартирные дома станицы, управляемые местной компанией ООО «Станица», где перед нами предстала такая же безрадостная картина, изучили мы и вопрос обеспечения района питьевой водой (самой дорогой и пожалуй самой некачественной в регионе, по причине сильного износа инженерных сетей), провели экспресс-мониторинг капремонта и работу сетей теплоснабжения, своевременность вывоза мусора. Отставание по всем статьям очевидно. В беседах, жители станицы честно признавались, что до местной власти достучаться сложно — она «в самоизоляции». Для того, чтобы решить коммунальную проблему надо написать десятки жалоб в государственные надзорные органы и на это уходит много месяцев. Полагаем, что причина кроется в том, что в районе не развиты институты общественного контроля и социального партнерства. Здесь не соблюдается в должной мере региональное Отраслевое соглашение, плохо обстоят дела с условиями и охраной труда. Почти все предприятия отрасли находятся в упадке, либо банкроты, их работники достойной оплаты за работу не получают, работают соответственно. Попытки отдельных инициативных людей самоорганизоваться, хотя бы в форме тех же профсоюзов, работодателями активно пресекаются. Общественная палата (совет) района действует формально. Жилищное просвещение не ведется, люди элементарно не знают своих прав.
По итогам рейда, Краснодарский РЦОК «ЖКХ-Контроль» решил уделить Кущевскому району более пристальное внимание. Нами объявлен месячник ЖКХ в районе, в ходе него жители получат дополнительную информацию о возможностях общественного контроля, им будет оказана методическая помощь в защите прав потребителей коммунальных услуг, проведен углубленный мониторинг существующих проблем, проанализированы их причины, по результатам подготовлен Итоговый документ, содержащий общественную оценку деятельности района в области ЖКХ, для краевых властей.
Мы надеемся на конструктивное отношение муниципальной власти к критике и рассчитываем на совместную работу по исправлению ситуации, а не на глухую оборону чиновников и очередные отписки, которые никому не нужны. Ведь в конечном итоге муниципальные служащие тоже являются потребители коммунальных услуг.