30 ноября на площадке ОП РФ состоялся «круглый стол» «Повышение эффективности инструментов социальной защиты граждан-потребителей услуг ЖКХ». Организатор – Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по ЖКХ, строительству и дорогам. Модератор – председатель комиссии, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Разворотнева С.В.
Участвовали представители Правительства Российской Федерации, депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Представители Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, члены Общественной палаты Российской Федерации, региональных и местных общественных палат, представители региональных и местных органов власти, представители отраслевого сообщества, а также эксперты.
Во время заседания были рассмотрены вопросы эффективности существующих инструментов социальной защиты, таких как льготы и субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, направления их совершенствования (в том числе введение единого федерального стандарта на оплату жилищно-коммунальных услуг, изменение процедуры начисления субсидий), а также региональные практики по введению дополнительных инструментов защиты.
Открывая обсуждение Светлана Разворотнева отметила:
– В условиях экономического кризиса, вызванного пандемией, и падения доходов населения вопрос оказания адресной социальной помощи приобретает первоочередное значение.
Оплата за ЖКУ – значительная часть расходов домохозяйств. Безусловно, система существующей социальной поддержки плательщиков ЖКУ требует совершенствования. В Российской Федерации уровень бедности – 12,6 %, а доля домохозяйств, получающих субсидии – 5 %. Очевидно, что круг получателей адресной помощи должен быть расширен.
В 2020 году дискуссия о совершенствовании инструментов социальной поддержки плательщиков ЖКУ проводилась очень активно. В начале года – ОС при Минстрое сформулировал ряд предложений о совершенствовании процедур выплаты жилищной субсидии, которые были направлены в Правительство. Надо отметить, что большинство предложений, касающихся совершенствования данного инструмента, касалось методики расчета размера субсидии.
Госдума и Минстрой сформулировали предложения ввести региональный стандарт не выше 15 % от совокупного уровня доходов семьи.
30 июля Владимир Путин утвердил 3 июля 2020г. перечень поручений по итогам встречи с членами рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации. Среди прочего там было задание до 1 ноября 2020г. представить предложения о предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с учётом уровня их бюджетной обеспеченности для софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в целях выравнивания условий получения указанной социальной поддержки на территории Российской Федерации. Срок прошел, но закон о едином стандарте не принят. В бюджет деньги не заложили.
При этом вопрос совершенствования инструментов социальной поддержки не сводится только к объему выплат, – уверена Разворотнева. Многие из тех, кто заслуживает адресной помощи, не может ее получить из-за сложной и запутанной процедуры, дополнительных условий:
Отсутствие у претендента на субсидию долгов или реструктуризации задолженности; большое количество запрашиваемых документов; удаленность офисов приема: отсутствие методики расчета доходов семьи и т.п.
В рамках Общественного совета Минстроя НП «ЖКХ Контроль» направлял предложения внести ряд изменений в ЖК РФ и ПП 761 от 14.12.2005, утверждающее Правила Предоставления жилищных и коммунальных услуг. Во-первых – нужны изменения в Правила Предоставления жилищных и коммунальных услуг (ПП 761 от 14.12.2005), устанавливающие порядок начисления совокупного дохода семьи. В период кризиса следует учитывать доход семьи на день подачи заявления. Это позволит не накапливать долги. Есть прецеденты – 125 ФЗ от 24.04.2020 – социальная помощь семьям с безработными. Во-вторых, нужно обеспечить выплату субсидий для граждан, имеющих долги и не заключивших договор об их реструктуризации. При этом можно сохранить условие о приостановке выплаты субсидии в случае неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев (как это предусмотрено сейчас). Уже имеется такой опыт у Москвы и Волгоградской области. В-третьих, сбор документов для получения субсидии предоставляет для многих непреодолимые проблемы. В Ставрополе, например, необходимо предоставить до 20 документов (при чем сделать все ксерокопии за свой счет). В Удмуртии в некоторых случаях – до 39 документов. Безусловно, большинство документов органы соцзащиты могли бы получать самостоятельно, в рамках межведомственного электронного документооборота. К сожалению, не во всех регионах подобные системы работают. Но коль скоро мы делаем ставку на развитие цифровизации, то именно на формирование таких систем в регионах следует тратить силы и средства после окончания пандемии. Но в период самоизоляции следовало бы предусмотреть возможность получения субсидии исключительно по заявительному принципу, путем подачи заявления в электронной форме или по почте, отложив необходимость сбора подтверждающих документов на период после карантина.
Это – экстренные меры. Очевидно, что нужно радикально менять систему социальной поддержки по оплате ЖКУ. И чем скорее, тем лучше.
Пресс-служба НП «ЖКХ Контроль»