Торговли не будет
Лонгрид
Мы сделали это! Седьмого декабря 2020 года Мособлсуд огласил Апелляционное определение, в соответствии с которым практически полностью были удовлетворены исковые требования Макаровой Н.И. (собственник жилого помещения в нашем МКД) к Администрации городского округа Королев и собственнику квартир 1а, 2, 36 и 37 Пичкуренко А.П. Вот ссылка для детального ознакомления – https://oblsud–mo.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&_id=36169929&_uid=96a2e036-907d-4f28-b13d-69031728d962&_deloId=1540005&_caseType=&_new=5&srv_num=1
Попросту говоря, собственники жилых помещений нашего МКД после этого суда получили право убрать торговые точки из жилых квартир первого этажа двух подъездов и пандусы у новых дверей, которые там устроили недобросовестные бизнесмены с разрешения администрации городского округа Королев.
Но как получилось, что в жилых квартирах образовались магазины, салон красоты и аптека с отдельными выходами во двор и на проспект Королева? И как нам удалось оспорить эти действия в суде?
Собрания настоящие и поддельные
Все начиналось как-то глупо и криво. Утром, когда ехал на работу в Москву, позвонила незнакомая соседка из первого подъезда и сообщила о каком-то собрании в доме, мол, тут появились желающие переделать квартиры под магазины, ходят с опросными листами, собирают подписи… Я подумал, что это незаконно, не может управляющая компания делать это от своего лица. Ладно, потом. И забыл до вечера. А вечером, только-только вернувшись из Москвы, слышу звонок в дверь. Открываю, а там женщина начинает мне рассказывать о больших переменах в нашем доме, о том, что необходимо мое согласие на переделку внешних стен и размещение на фасаде информационных конструкций…
– А вы кто? И от чьего лица действуете?
– Я Нина Васильевна Козыренкова, действую по поручению моего начальника Кострюкова Антона Вячеславовича из «Жилкомплекса»…
– Позвольте, управляющая организация не имеет права быть инициатором такого собрания! – возражаю я.
Нина Васильевна спиной по направлению к лестнице отступает назад и исчезает по ступеням вниз.
И в этот момент я понял, что все очень серьезно и что далее будет еще хуже, и что, после того, как в жилом доме появятся магазины на первом этаже двух подъездов с отдельными входами-выходами стоимость квартир в моем доме упадет на четверть или на пятую часть, что вот сейчас ко мне и другим собственникам пытаются залезть в карман, вводя в заблуждение светлым будущим.
Понял, еще одно, пожалуй, самое важное: провести идеальное соответствующее положениям Жилищного кодекса РФ общее собрание будет весьма трудно, а еще труднее – довести дело до законного решения.
И тут требуются пояснения. К этому моменту я уже полтора года был главным редактором портала «Реформа ЖКХ в России», естественно, мониторил ситуацию в ЖКХ практически ежедневно, уже знал множество историй с захватом бизнесом жилых помещений, историй борьбы собственников с недобросовестным бизнесом и местной властью, с уголовными делами против активистов, с давлением на их родственников. И так далее. Уже хорошо знал, что такая борьба весьма сложна и непредсказуема именно на муниципальном и региональном уровнях, поскольку надо очень хорошо разбираться в жилищном законодательстве, знать практику и, конечно, обладать некоторыми другими деловыми качествами.
То есть, если я за это дело не возьмусь, то будет весьма плохо. Всем собственникам. Надо сказать, что в нашем доме 70-х годов постройки уже много престарелых жильцов, часть квартир просто сдается в наем, а тем людям все, что могло произойти, как-то, как говорят в народе, фиолетово.
Итак, нужно срочно проводить настоящее общее собрание собственников жилья и строго по закону, иначе его результаты обязательно оспорят наши противники. Второе – создавать команду, потому что одному человеку такая ноша не по силам. И покатилось колесо, вовлекая в свой круг все новых и новых людей. А на календаре был сентябрь 2017 года.
Общее собрание мы провели со второй попытки. Первая провалилась. Собрал я инициативную группу, подсчитав ночью результаты голосования, и говорю:
– Собрание не состоялось, – обращаюсь я к людям и делаю паузу. – У меня предложение – объявить проведение нового собрания! Голосуем! Единогласно.
Теперь о людях, потому что без них любое дело в жилищной проблематике – пустой звук. В инициативную группу вошли Надеждина Ирина Валентиновна, та, из первого подъезда, из квартиры второго этажа, которая мне позвонила в тот первый день. Кстати, она когда-то работала в жилищной конторе. Это прямо под ней все эти годы ломали стены, выставляя окна под выходы-входы, кроили внутренние несущие стены двух квартир, а потом завывали громкоговорители покупателей на ярмарки распродаж дешевых товаров… Ну, и так далее.
В пятом подъезде было два активиста. Колокольцева Елена Витальевна, которая потом занималась у нас палисадниками. И Моргачев Олег Николаевич, который оказался просто подарком. По специальности – электрик высшей квалификации, он уже несколько лет был в руководстве гаражного кооператива, управляющим в многоквартирном доме в соседнем микрорайоне, а вообще-то, чего он только ни делал в системе ЖКХ, как обычно говорят, работая на земле.
Двое, которые и раньше, до нас были общественниками в нашем доме. Чаусов Николай Петрович и Макарова Нина Ивановна. А делали они раньше очень много, чего я, к сожалению, не знал. Чуть позже к активистам добавился Гарькуша Петр Иосифович, который когда-то был руководителем ЖЭКа в нашем городе. Были и те, которые со временем отпали, но об этом не стоит. Есть и те, кто временами с нами, а временами уходят в личную жизнь. И это понятно, она нынче нелегкая.
Знакомство с соседями – это еще одна тема в нашей и любой другой истории российских многоквартирных домов. Вы понимаете, о чем я. Часто, кто наш сосед, мы плохо или совсем не знаем. Утром убежал на работу, вечером прибежал, что-то по хозяйству и спать. Я так жил, почти всю жизнь работая в Москве, командировки, семейные дела. Только в 1997 году в Королеве я занялся проблемами общеобразовательных и нищих школ. Вот так и набрался опыта проведения общих собраний и работы с самыми разными людьми не за деньги, а на общественных началах. Двадцать лет этому опыту.
Итак, вторая попытка завершилась блестяще. Мы провели строго в рамках Закона Общее очно-заочное собрание собственников жилья, в решении которого квалифицированным большинством почти в 70 процентов голосов высказались против намерения бизнеса устроить у нас в доме арендные площади свободного назначения. Юридическую сторону вопроса нам помогали довести до ума специалисты национального центра «ЖКХ Контроль». В декабре 2017 года в срок и по предписаниям Жилищного кодекса РФ отнесли оригиналы протокола во все инстанции. Кстати, ОАО «Жилкомплекс» наше собрание не признал по трем надуманным пунктам. Руководил тогда этой управляющей организацией Котов Павел Владимирович, а теперь он заместитель главы администрации городского округа Королев. Заслужил.
Теперь немного о городе, его ЖКХ и политике городских властей по массовой застройке торговыми комплексами городских скверов и прочих территорий. По мнению жителей города, которая ежедневно вполне ясно выражается в городском паблике «В Королеве\Королев» такого у нас не было ни при одной администрации. Нынешняя приехала из Реутова всей командой. Пишут, оттуда она вылетела с большим скандалом с массовыми застройками и арендным бизнесом. Сюда они приехали по воле губернатора области Воробьева Андрея Юрьевича. Местных руководителей они убрали под гребенку. Один мой знакомый тогда сказал: «Город сдали». И началось все то же самое, что когда-то в Реутове. Только я знаю 18 горячих точек на карте города, у которых история примерно та же, что и у нашего дома, где люди бьются за свои права с городской администрацией. Та их называет (устами главы города Ходырева Александра Николаевича) бузотерами, которые мешают развиваться городу, а у него сердце за город и его жителей болит. Похоже, как в том стихотворении: «Утром мажешь бутерброд, сразу мысль, а как народ?».
Уже дошло до того, что сам губернатор Воробьев вынужден был публично сказать в ходе видеоконференции по поводу скандала с Рябиновым сквером (устройство на маленьком пятачке торгового комплекса) и упорства Ходырева: «Выведите его из леса!». А еще отметил, что в городе «впихивают невпихнуемое». Хоть фраза и не очень круглая, но по сути весьма точная. Видимо, настала пора реагировать на безмерную любовь Ходырева к малому и среднему бизнесу. Конечно, это трудно, ведь, родственник…
Итак, в таких условиях администрация городского округа Королев выдала на основании поддельного протокола общего собрания разрешительные документы на переустройство и перепланировку жилых квартир. Мы нашли этот поддельный протокол в интернете на одном из многочисленных сайтов, посвященных ЖКХ, а потом он отовсюду пропал. Мы насчитали в пакете документов несколько поддельных подписей собственников жилья, в протоколе нет подписи председателя собрания, проценты по всем вопросам ровно одинаковые, а так не бывает, а секретарь этого собрания, о нем даже не слышал…
Мы задавали на личном приеме замглавы города Иванову Сергею Викторовичу, как же такое могло случится? А он ответил: «А мы не проверяем подлинность документов. Их прислали через МФЦ, полный пакет, мы и выдали разрешение». Вообще-то Сергей Викторович в этой истории далеко не самое главное лицо. Но о сути далее…
Дела судебные
Подать исковое заявление в Королевский городской суд оказалось весьма непросто. Проводить новое собрание, чтобы выступить от лица всех собственников в суде, было затруднительно и долго, а время шло. Мы выбрали другой путь – подать иски от нескольких собственников. Один за другим иски четверых в суде отклонили по разным причинам, но, когда стало понятно, что мы не остановимся (в канцелярии суда вопрошали, вы что, сюда весь дом приведете?) пятый иск полностью аналогичный предыдущим был принят к производству. Это было исковое заявление Макаровой Нины Ивановны, члена Совета нашего МКД, пожилой женщины, с которой, похоже посчитали, было бы нетрудно побороться.
Я сознательно делаю акцент на этом. На протяжении всей этой истории звучало, в том числе и в суде первой инстанции заявление представителя ответчика, что там всего пара старичков будоражит народ и власть. Так никто и не захотел признать, что восстал практически весь дом. Вот ведь, не было бы счастья, да несчастье помогло. Сколько было попыток в доме провести нормальное собрание и избрать Совет МКД, но ничего толкового не получалось. А тут! И Совет МКД избрали, и только активистов собралось несколько десятков человек. Я, уж, не буду тут рассказывать, как конкретно молодые жители и собственники предлагали побороться с захватчиками, я их останавливал и говорил: «Ребята, работаем в правовом поле».
В общем, суд в первой инстанции мы проиграли (судья Шишков С.В., кстати, из Реутова, как и председатель городского суда, пришли вслед за главой города). Подали первую апелляцию в Мособлсуд. Там также проиграли. В чем, собственно, особо и не сомневались. Хотя с нами уже работали квалифицированные юристы из компании «Юристат» во главе с Новиковым Валерием Валерьевичем. С юристами у нас был большой выбор, но всегда есть известные риски. Одно из главных требований было таким – безусловная порядочность и, конечно, в равной степени, квалификация. Скажу сразу – мы ни в чем не ошиблись.
Вместе с юристами мы подготовили Кассационную жалобу в Первый кассационный суд общей юрисдикции, что находится в Саратове. Посвященные знают, что осенью прошлого года прошла реорганизация кассационных судов России. Московская область попала в Саратов, подальше от аффилированных лиц. Так или не так, но это сработало. Кассация своим Определением выдала нам, я бы так сказал, железобетонную правовую конструкцию, в которой признала практически все наши правовые требования. В соответствии с законодательством кассационный суд направил дело в Мособлсуд на повторное рассмотрение. Ответчик от имени Пичкуренко А.П. подал жалобу в Верховный суд РФ, который эту жалобу не принял к рассмотрению.
И, вот, 07 декабря этого года состоялось второе заседание в Мособлсуде (первое приостановило заседание в связи с заявлением юристов ответчика Пичкуренко А.П. с просьбой о проведении судебной строительной экспертизы).
Об этом тезисе следует сказать отдельно. Речь об экспертизе зашла еще в суде первой инстанции. Дело в том, что представители второго ответчика – городской администрации – заявили на суде, что разрешение выдавалось на перепланировку и переустройство, а проведена реконструкция с устройством пандусов, выходов на улицу с проспекта и со двора, заходом на земельный участок, который является собственностью города. Естественно, ответчик Пичкуренко А.П. с этим не соглашалась, о чем говорили в своих заявлениях ее юристы, которые, кстати, главный упор делали на пропуск срока давности по нашему делу.
О поддельном протоколе, однако, даже речи не было. В первой инстанции юристы Пичкуренко А.П. заявили, что протокол собрания утерян, а на мой запрос в администрации городского округа письмом за подписью замглавы города Шабалдаса Владимира Леонидовича было сказано, что такого протокола в администрации нет. Вот, так, ни для каких действий бизнесменов из группы Пичкуренко А.П. попросту нет правовых оснований, а история есть, подпадающая под статью Уголовного кодекса РФ. Так в реальной жизни бывает. Это подтверждается ответами из городской и областной прокуратуры, которые ничего противозаконного в нашем деле не нашли.
х х х
Еще почти три месяца мы будем ждать исхода. Видимо, последует жалоба юристов Пичкуренко А.П. в Первый кассационный суд общей юрисдикции, а потом, наверное, в Верховный суд. Не думаю, что судьи изменят свою позицию. Правовую. Абсолютно законную. Да, мы это сделали! Но в таких и других подобных делах «за кадром» остается одна существенная деталь: чтобы доказать свою правоту, нужны деньги. Большие или небольшие – пусть каждый владеющий ситуацией решает сам. Однако в ходе нашей истории я понял, что если бы мы не собрали добровольные пожертвования на судебные, адвокатские, нотариальные расходы, покупку средств копирования документов и листовок, объявлений, если бы мы не делали очень многое бесплатно, и делали это осознанно и без возражений, то мы бы не смогли воспользоваться правами, предоставленными нам российским законодательством и Конституцией РФ. И поверьте, это было весьма непросто. По сути оказалось, что у огромного количества граждан России из-за отсутствия денег права есть лишь номинально.
Общаясь на эту тему со специалистами, я узнал, что, к примеру, на Западе существует система страхования судебных финансовых издержек, чтобы малоимущие также, как и остальные, смогли участвовать в судебных разбирательствах, доказывая свои права. Я не знаю, как организована эта система и подойдет ли она России. Но эта мысль продуктивна, и разбираться в ней надо специалистам. Иначе (по другим причинам в том числе!) простой и малограмотный гражданин только лишь может заглянуть в эту бездну, и конечно, он отвернется хотя бы из чувства самосохранения и скажет: Бог с ними, с правами.
Алексей Сутурин,
редактор, журналист, член Российского союза писателей