19 февраля на площадке ОП РФ в режиме онлайн прошел «круглый стол» «Качество оказания услуг для населения по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО)».

Открывая встречу, посвященную анализу расчета платы за ТКО и качества этой услуги, председатель Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам  Светлана Разворотнева сообщила, что история вопроса началась еще в 2019 году, когда  в России стартовала реформа отрасли, которая вызвала массу нареканий у населения.

«В первые же месяцы горячие линии НП «ЖКХ Контроль» во всех регионах зафиксировали бурный рост обращений – с 0% до 15%. Хотя в 2020 году накал снизился до 4,2%, тема с повестки не снимается. В части регионов количество ТКО рассчитывают по нормативам, в части по факту. Где-то это уже коммунальная услуга (с расчётом по количеству зарегистрированных в пользователей в квартире), а где-то еще жилищная, где расчеты ведется по размеру площади жилого помещения. Власти на местах создали территориальные схемы по обращению с отходами и выбрали региональных оператороа, тарифы для которых установил каждый субъект. Но расчеты с населением и юрлицами стали еще более запутанными, чем в дореформенный период, а потребители жалуются на рост платы. При этом по словам Свелтаны Разворотневой, задача реформы по созданию современной инфраструктуры по переработке и утилизации ТКО и борьба с незаконными свалками так пока и не решена.

Спикер рассказала, что население не понимает: «Почему не уменьшается плата за содержание и текущий ремонт, если в регионе исключена оплата ТКО из общедомовых начислений? Много вопросов по обоснованности тарифов. Поступают жалобы на проблемы с заключением договоров за оказание услуг по обращению с ТКО между собственником и региональным оператором, особенно если речь идет о юридических лицах. Претензии к качеству содержания и уборки контейнерных площадок».

Но основная часть вопросов касается несправедливости расчета платы за ТКО. Люди не понимают, почему нет возможности провести перерасчет платы, если никто не проживает в помещении более 5 дней (там, где расчет ведется по количеству проживающих в помещении). А те регионы, которые до сих пор ведут расчет по площади жилого помещения, применяя при этом завышенные нормативы, просто взимают дополнительный налог с населения, – посетовала Светлана Разворотнева: «Пример — Московская область, где законодательство не позволяет произвести перерасчет. В неприятной ситуации также находятся москвичи, которые вынуждены платить за вывоз ТКО на дачных участках в области за весь зимний период хотя зимой проживают в городе. Другой момент, когда региональная политика устанавливает оплату по количеству проживающих, но люди, владеющие помещением, в нем не зарегистрированы. Здесь также невозможен перерасчет», — отметила Светлана Разворотнева.

По ее словам общественность настаивает на необходимости  сформировать четкий и справедливый механизм для измерения количества производимого мусора и оплаты по фактическому пользованию услуги по его утилизации. Особенно сейчас, в период пандемии, кризиса и падения доходов населения – этот вопрос приобрел высокую значимость.

Консультант отдела отраслевого взаимодействия департамента государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления Минприроды России Роман Хасанов рассказал, что разрабатываемая и внедряемая концепция расширенной ответственности производителей (РОП) предполагает перенести финансовую нагрузку за переработку ТКО с населения на производителей продукции.

Минприроды считает, что регионы ближе к населению, и они лучше знают его состав и платежеспособность: «На данный момент только 11 регионов производят расчет исходя из квадратных метров. Как показывает практика, данная методика позволяет снизить нагрузку на социально незащищенные слои населения, например, когда большая семья проживает в маленькой квартире. По нашим аналитическим данным, средний платеж в квитанции меньше в тех регионах, где расчет производится по квадратным метрам, а не по людям», – отметил спикер. По его словам министерский проект по расчету платы за фактический объем 50 субъектов не поддержали и это их право…».

Председатель правления регцентра «ЖКХ Контроль» Республики Татарстан Михаил Застела проанализировал – почему «ничего не едет» в регионе: «Появились регоператоры ТКО под крылом ФАС – по сути это безальтернативные люди, охраняемые государством. Они властвуют в выделенном районе. На сегодняшний день мы видим жесткий отказ операторов ТКО вести оплату по факту. Почему? Потому что каждый житель в среднем генерирует 1,875 м3 ТКО при нормативе 2,36 м2. Норматив превышает факт на 25%. При неполностью загруженных контейнерах это значение еще больше. В Казани оператором транспортировано (по бумагам) 4111 тонн ТКО. Полигоны приняли 2838 тонн (по факту). Разница в 31%. И, наконец, сбор денежных средств в поселках за вывоз мусора с жителей, проживающих на расстоянии в 1 км от 5-тонного контейнера. Это взимание  платы за неоказанную услугу, что противоречит действующему законодательству».

В качестве решения проблем Михаил Застела предложил передать управление регоператорами руководителям субъектов РФ, создав в аппарате группу ответственных лиц – экологов, технических специалистов (заключение договоров, управление логистикой и т.п.), транспортных организаций, предприятий сортировки мусора и переработки его полезной составляющей, мусоросжигательных заводов и полигонов по захоронению ТКО. Под надзором антимонопольной службы осуществляется выбор транспортных, сортирующих, перерабатывающих и прочих участников цепи обращения с ТКО. Должна быть конкуренция. Комитету по тарифам и Министерству ЖКХ необходимо необходимо добиться оплаты вывоза ТКО по фактическому объему (раньше так и было – по числу контейнеров). Тем самым снимаются проблемы, связанные с оплатой как физическими, так и юридическими лицами услуг по утилизации ТКО. С садоводческих товариществ оплату принимать с числа контейнеров. Оценивать результативность работы по проценту ТКО, вывезенному на полигины – чем меньше, тем эффективнее проводится работа.

Первый заместитель председателя Комиссии по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева сообщила что в планах до 2030 года достичь функционирования экономики замкнутого цикла. Все 100 процентов отходов пропускать через сортировку, 50 процентов из них использовать вторично для производства. По ее словам, важно правильно распределить финансирование и не класть основные затраты для создания новой инфраструктуры на плечи граждан.

«Сегодня важно сохранить платежную дисциплину, чтобы развивать систему раздельного сбора вторсырья. Кроме того, необходимо формировать позитивное отношение граждан к процессу сортировки. Создавать высокотехнологичную инфраструктуру, благодаря которой отсортированное вторсырье сможет превратиться во что-то полезное, и люди будут стремиться к развитию раздельного сбора отходов», – считает член ОП РФ.

Член Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, председатель комиссии ОП Республики Удмуртии по экологии, ЖКХ и развитию территорий Александр Евсеев представил региональный опыт, в рамках которого был проведен рейд по всем муниципальным образованиям региона и анализ проблем жителей, связанных с качеством оказания услуг по вывозу ТКО.

По мнению общественника, необходимо закрепить в нормативных документах четкую позицию министерства, связанную с тем, что при исчислении платы по количеству собственников может быть перерасчет, если человек докажет свое отсутствие на территории в тот или иной период времени.

Александр Евсеев предложил предусмотреть целевое софинансирование регионов и муниципалитетов в рамках нацпроекта на строительство контейнерных площадок для раздельного сбора отходов.

Подводя итоги, Светлана Разворотнева отметила, что все озвученные предложения и рекомендации войдут в итоговую резолюцию ОП РФ и будут направлены в заинтересованные ведомства.

1 Comment
  1. Геннадий 4 года назад

    «Но основная часть вопросов касается несправедливости расчета платы за ТКО. Люди не понимают, почему нет возможности провести перерасчет платы, если никто не проживает в помещении более 5 дней (там, где расчет ведется по количеству проживающих в помещении).»
    Перерасчет платы в этом случае предусмотрен Правилами ПП РФ № 354.
    «А те регионы, которые до сих пор ведут расчет по площади жилого помещения, применяя при этом завышенные нормативы, просто взимают дополнительный налог с населения, — посетовала Светлана Разворотнева: «Пример — Московская область, где законодательство не позволяет произвести перерасчет.»
    К сожалению, о завышении нормативов не приведены доказательства нарушения ПП РФ от 04.04.2016 N 269 …. Вероятнее всего уполномоченным органом при определении расчетной единицы м2 общей площади жилого помещения не учитывались условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО в многоквартирном или жилом доме. (См. ПП РФ №354 )II. Условия предоставления коммунальных услуг 3. Условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие: б) состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома; Если в многоквартирном доме или жилом доме отсутствуют мусоропроводы и мусоросборники – как инженерные коммуникации, относящиеся к общедомовому имуществу, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия проживания, то предоставление услуги по обращению с ТКО потребителю в МКД невозможно. Следовательно, для указанных жилых объектов очевидно неправильное применение подзаконного акта Уполномоченным органом.
    «Другой момент, когда региональная политика устанавливает оплату по количеству проживающих, но люди, владеющие помещением, в нем не зарегистрированы. Здесь также невозможен перерасчет», — отметила Светлана Разворотнева.»
    Странные выводы. Если они обоснованы на ЖК и п.148(36) ПП РФ№354, то указанным выше условиям предоставления коммунальных услуг (отсутствие услуги) ЖК не применим. Предоставление регулируются Правилами обращения с ТКО, где потребитель – собственник ТКО. п.148(36) ПП РФ№354 не применяется для расчета платы за ТКО. Расчетный объем используется ОМС для контроля санитарно экологической безопасности населения при оборудовании и эксплуатации мест накопления ТКО.
    «По ее словам общественность настаивает на необходимости сформировать четкий и справедливый механизм для измерения количества производимого мусора и оплаты по фактическому пользованию услуги по его утилизации. Особенно сейчас, в период пандемии, кризиса и падения доходов населения – этот вопрос приобрел высокую значимость.» см. понятие «Обращение с ТКО.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account