В соответствии с пунктом 9 статьи 138 Жилищного Кодекса Российской Федерации, ТСЖ (ТСН) обязаны вести реестры членов товариществ и ежегодно в течение первого квартала текущего года направлять копию этих реестров в орган государственного жилищного надзора.
Непредставление или несвоевременное представление в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ст.19.7 КоАП РФ.
РЦОК СПб НП «ЖКХ Контроль» напоминает председателям правлений товариществ собственников жилья (ТСЖ, ТСН), осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Санкт‑Петербурга, о необходимости предоставления копии реестра членов ТСЖ (ТСН) в Государственную жилищную инспекцию Санкт‑Петербурга по адресу: 195112, Санкт‑Петербург, Малоохтинский пр., д. 68. по рекомендуемой форме в срок до 31 марта 2021 года включительно.
На жилищные кооперативы (ЖСК, ЖК, ПК) данная обязанность не распространяется.
Ответы на популярные вопросы о реестре членов товарищества собственников жилья (недвижимости) с примерами из судебной практики.
Какие обязанности есть у ТСЖ в отношении реестра членов товарищества?
Обязанность ТСЖ вести реестр членов и в течение первого квартала направлять его копию в орган жилищного надзора установлена в ст. 138 Жилищного кодекса РФ.
Кроме того, информация о членах товарищества вносится в ГИС ЖКХ не позднее 15 дней с момента изменения этой информации (п. 1.21 Раздела 10 Состава, сроков и периодичности размещения информации в ГИС ЖКХ, утв. Приказом № 74/114/пр).
Председатели правления должны успеть до 31 марта включительно отправить в жилищную инспекцию копию такого реестра.
Реестр должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в доме (ч. 4 ст. 143 Жилищного кодекса РФ).
Каких сведений будет достаточно для связи с членами?
Многим органам жилищного надзора хватает ФИО собственника и номера помещения с указанием адреса дома. Однако некоторые инспекции, например, в Москве, хотят видеть более подробные контактные данные. Практика судов не дает однозначного ответа.
Например, в одном деле суды встали на сторону ТСЖ (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда по делу № А37 – 2139/2017).
Там товарищество обжаловало предписание жилищной инспекции Магаданской области.
Инспекция считала, что реестр должен содержать сведения о номерах телефонов, факсов или электронной почты членов товарищества. У ТСЖ же был реестр, в котором в отношении каждого члена товарищества были указаны: фамилия, имя, отчество полностью; адрес (с указанием номера дома и квартиры); размер доли.
Суд согласился с ТСЖ в том, что эти сведения позволяют идентифицировать членов товарищества (ФИО) и осуществлять связь с ними (адрес). Он добавил:
«Осуществление связи фактически означает обеспечение возможности получения лицом каких-либо уведомлений, сообщений от иных лиц… Учитывая, что конкретный способ осуществления связи с членом товарищества нормативными актами не определён, по общему правилу такая связь может осуществляться посредством почтового отправления».
Другой пример. ТСЖ «КВАРТ-19» из Москвы не смогло избежать административной ответственности (Постановление Московского городского суда № 4а-6980/2017).
Реестр тоже содержал номера квартир, однако этого и Мосжилинспекции по ЗАО, и судам оказалось мало:
«как следует из копии реестра, помимо физических лиц, в отношении которых имеются данные о фамилии, имени и отчестве, номере квартиры, размере доли, собственником жилья в доме является юридическое лицо – ОАО «Квартал», в отношении которого ТСЖ не представлена идентифицирующая данное лицо информация, а именно адрес места нахождения Общества, информация о лице, представляющего интересы Общества, иная контактная информация, позволяющая осуществлять связь с ОАО «Квартал».
Ответственность за ненаправление копии реестра членов товарищества в ГЖИ
Часто председатели не направляют копию реестра в жилищную инспекцию в первом квартале каждого года. Основная причина нарушения – незнание председателя правления о такой обязанности. Однако незнание не освобождает от ответственности.
Административная ответственность за невыполнение обязанности по направлению копии реестра в орган жилищного надзора установлена в ст. 19.7 КоАП РФ:
«Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган, осуществляющий государственный контроль, сведений, представление которых предусмотрено законом – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – от 300 до 500 рублей; на юридических лиц – от 3 000 до 5 000 рублей».
Такое нарушение очень простое в плане выявления, поэтому любимо контролирующими органами: доказывать почти ничего не надо, а из-за сравнительно небольших штрафов мало кто жалуется. К ответственности привлекают по-разному, кого к предупреждению, а кому-то назначают штраф 3000 рублей.
Например, ТСЖ «Антей» из Новосибирска признали виновным в совершении административного правонарушения по ст. 19.7 КоАП РФ и назначили штраф 3000 рублей (Постановление Новосибирского областного суда по делу № 4а-23/2019).
ТСЖ ссылалось на то, что к административной ответственности надо было привлекать председателя правления, а не само товарищество, однако суд признал законным привлечение к ответственности именно юридического лица.
Иногда можно добиться признания правонарушения малозначительным.
Например, это удалось товариществу собственников жилья «Возрождение» из Стерлитамака (Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции № 16 – 7313/2020).
Суд отменил решение о назначении штрафа 3000 рублей и прекратил производство по делу об административном правонарушении.
Кроме административной ответственности, можно получить обычное предписание органа жилищного надзора. Приятного в этом тоже мало.
Например, ТСЖ «Дом Наш» из Санкт-Петербурга не смогло признать недействительным предписание ГЖИ Санкт-Петербурга (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А56 – 74339/2018).
Само товарищество было зарегистрировано 27 марта, из-за чего считало, что копию реестра в год своего создания предоставлять не надо.
Суды с такой позицией не согласились и написали:
«в законе не указано, что копия реестра предоставляется за предыдущий год или какой-либо определенный период, подразумевается, что сведения должны раскрываться (актуализироваться) к моменту представления по состоянию на 1 квартал текущего года».
Также суд отклонил довод товарищества на необходимость несения материальных затрат для составления и направления копии реестра членов ТСЖ, так как он не влияет на обязанность такого представления, равную для всех других товариществ.
Обязано ли ТСЖ знакомить желающих с реестром членов товарищества?
Право знакомиться с реестром есть как у членов ТСЖ, так и остальных собственников. Это предусмотрено в п. 2 ч. 3 ст. 143.1 Жилищного кодекса РФ. Однако на практике с этим сложно.
Люди хотят ознакомиться с реестром членов, если они планируют оспаривать решение собрания членов ТСЖ и хотят проверить наличие кворума, либо если они хотят провести свое собрание, например, по смене руководства ТСЖ. Ни то, ни другое не принесет особой радости товариществу, поэтому ознакомление может откладываться по надуманным предлогам.
Собственники идут жаловаться в ГЖИ, прокуратуру или идти в суд.
Например, ТСЖ «НоВа» из Новосибирска не удалось оспорить представление прокуратуры (Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции № 88а-4236/2020).
Прокуратура после проверки по жалобе потребовала предоставить возможность собственнику ознакомиться с полным реестром членов товарищества, в том числе с правом выписок, снятия фотокопий с помощью его собственных технических средств.
Товарищество считало, что представление прокуратуры противоречит Жилищному кодексу и закону о защите персональных данных. В обоснование своей позиции оно ссылалось на отзыв Управления Роскомнадзора по СФО, а также на решение суда по другому делу, где суд указал на отсутствие у собственника права копирования, фотографирования реестра членов ТСЖ.
Однако суды отказали товариществу:
«Установленный статьей 7 Федерального закона «О персональных данных» запрет операторам, получившим доступ к персональным данным, раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, не распространяется на правоотношения, связанные с ознакомлением собственника с реестром членов ТСЖ.
Статья 143.1 Жилищного кодекса РФ является нормой, устанавливающей иное правило, исключающее применение статьи 7 Закона № 152-ФЗ.
Предоставление для ознакомления реестра членов ТСЖ путем осуществления из него выписок и снятия копий не является распространением персональных данных в смысле, придаваемом ему Законом № 152-ФЗ, так как распространение предполагает совершение действий, направленных на раскрытие данных неопределенному кругу лиц (статья 3 Закона № 152-ФЗ).
Собственник, обладающий в силу закона правом на ознакомление с полным реестром членов ТСЖ, не является лицом, доведение до которого этих сведений будет являться незаконным распространением персональных данных о членах ТСЖ».
Чем полезен реестр членов ТСЖ
1. Из реестра членов видно, сколько голосов в доме принадлежит членам товарищества, нет ли оснований для ликвидации товарищества на основании решения общего собрания собственников (ч. 2 ст. 141 Жилищного кодекса РФ).
2. Реестр важен при оспаривании решений общих собраний членов товарищества. В решениях многих судов можно встретить фразу: «единственным доказательством наличия кворума при проведении общего собрания членов ТСЖ может являться реестр членов ТСЖ и бюллетени для голосования».
При этом суд часто (хотя и не всегда) обращает внимание на сведения о членстве отдельных собственников именно по той информации, которую товарищество направило в жилищную инспекцию.
3. Реестр членов и ежегодное своевременное направление его копии нужно для того, чтобы товарищество или председателя правления не оштрафовали.
К слову, пристать к ТСЖ по поводу реестра могут не только органы жилищного надзора, но и сами собственники.
Например, в Екатеринбурге собственник обратился к ТСЖ «Гагарина-33» с иском о признании ненадлежащим обеспечения председателем ТСЖ ведения реестра членов ТСЖ (апелляционное определение Свердловского областного суда № 33 – 15652/2017).
Жительница никак не могла ознакомиться с реестром членов товарищества, и ей пришлось обращаться в суд с требованиями об ознакомлении. Тот суд она выиграла, а вот признать ведение реестра ненадлежащим не удалось:
«Сам по себе факт непредставления для ознакомления реестра истцу не свидетельствует о ненадлежащем его ведении. Более того, как следует из материалов дела, решением районного суда на ответчика возложена обязанность ознакомить истца со сведениями…. На момент рассмотрения настоящего дела по существу, указанное решение исполнено.
Соглашается судебная коллегия и с выводом суда о том, что ответ Департамента государственного, жилищного и строительного надзора Свердловской области о непредоставлении ТСЖ реестра членов в Департамент не свидетельствует о ненадлежащем обеспечении ведения данного реестра, принимая во внимание, что требования к реестру, установленные ч. 4 ст. 143 Жилищного кодекса РФ соблюдены».