На витражах в исторических зданиях можно зарабатывать. Но пока их проще уничтожать.
Только в домах–памятниках такие окна стоят под государственной охраной. В обычных же исторических зданиях, коих большинство, содержание витражей регулируется городскими правилами благоустройства, поэтому постепенно они исчезают в ходе замены на стеклопакеты и при другом ремонте.
Оценочно сейчас сохранилось несколько сотен витражей. Между тем правилами благоустройства окна и “оконные заполнения” отнесены к архитектурным элементам фасадов. По словам специалистов, технически большинство витражей представляет собой фрагменты разных цветов, вставленные в каркас, последний же устанавливается в раме и по сути представляет собой оконное заполнение.
Из чего можно сделать вывод, что обращённые на улицу витражи являются частью фасада здания и должны автоматически охраняться в его составе.
Встретить по паспорту
“Необязательно, чтобы дом был объектом культурного наследия. Всё это в нормальной стране нормальным чиновником должно решаться на уровне паспорта фасада. Но у нас далеко не на все дома такие паспорта есть”, — прокомментировал “ДП” юрист Павел Шапчиц.
За изготовление паспорта фасада в ГУИОН с заинтересованных лиц просят 88,5 тыс. рублей (в случае сложных архитектурных деталей) — и уведомляют через свой сайт, что такие документы обязательны. Согласно системе “Консультант.Плюс”, с 1 января 2022 года даже при текущем содержании фасадов будет осуществляться проверка на соответствие их паспортам (правда, эта дата уже переносилась — ранее бумага пугала 1 января 2020–го).
“Если паспорт фасада никто не требует, если нет особых санкций за изменение расстекловки, никто не будет эти 88 тыс. платить”, — говорит Шапчиц. Он считает, что должна быть создана общедоступная база паспортов фасадов при КГА (чтобы любой мог убедиться, что нынешний вид дома соответствует согласованному): с указанием материала, толщины рамы, расстекловки и детальными описаниями витражей. А штрафы, по его мнению, нужно увеличить. “Но никто на это никогда не пойдёт, потому что люди уже привыкли жить как в колхозе и будут деградировать дальше”, — прогнозирует он.
Глава администрации Петроградского района Иван Громов, например, заявил, что дал поручение внести все известные на его территории витражи в реестр и “эта информация будет красным флагом для управляющих компаний”.
По мере того как градозащитники ведут популяризацию витражей и наносят их на интерактивную карту, к ним растёт интерес турбизнеса. При этом всего несколько ТСЖ в Петроградском районе проявили заинтересованность в проведении у себя экскурсий, другие не хотят даже за деньги, говорит Громов.
Правда, нежелательных туристов обычно интересуют не витражи, а прогулки по крышам. Последние 2 года район вырабатывает методику борьбы с ними. Подбирают тип двери, которая продержится от взлома до приезда полиции. “У нас больше 120 кровель, на которые люди приходят с болгарками, с пилами, с огромными кусачками. Это, честно, катастрофа, по сути, необъявленные боевые действия”, — говорит чиновник.
Две парадные за, три против
Вопрос о том, чтобы пускать туристов в подъезд, “нужно решать через общее собрание собственников жилья, потому что, если даже в одной парадной жители ответят да, жители другой могут сказать нет”, — прокомментировал корреспонденту “ДП” гендиректор Жилкомсервиса № 1 Петроградского района Александр Тян. Он не исключил, что его организация будет включать вопрос в ежегодную повестку собраний.
Руководитель регионального центра “ЖКХ контроль” в Петербурге Алла Бредец в комментарии “ДП” отметила, что самый простой вариант, когда в доме есть ТСЖ, — оно само может выстраивать отношения с экскурсоводами и собирать деньги, поскольку является юрлицом. В иных случаях деньги могут поступать на счёт управляющей компании или на счёт агента–поручителя (по решению собрания собственников, которое также должно определить, на что расходовать средства). Так, согласно опубликованной жителями д. 57 по Гороховой ул. (со знаменитой ротондой) статистике, за 2018 год они собрали 430 тыс. рублей “пожертвований”, из которых 316 тыс. потратили на консьержа.
Как правило, жилкомсервисы сами не работают с туристами, и жильцам приходится обращаться к другим посредникам. Их комиссия составляет около 35% от прибыли. “Эта фирма возьмёт на себя организацию и проведение всех этих экскурсий, а также получение прибыли, распределение её и оплату налогов”, — говорит Бредец.
На проведение цивилизованных экскурсий, как правило, идут жильцы домов нижнего среднего класса, рассказал “ДП” один из игроков рынка. Они рассчитывают получить от экскурсоводов по 50–150 рублей с человека. Старожилы неблагополучных коммуналок, как правило, на контакт не идут (а если попытаться пройти к ним бесплатно, могут учинить скандал). Богатым экскурсии тоже неинтересны.
“Понятно, что, если это дом, где люди вложились в реставрацию, они не хотят видеть там никого постороннего. Потому что толпа экскурсантов за 100 рублей скорее затопчет вложенное, чем отобьёт расходы”, — говорит один из гидов. “Даже если вам кажется, что вы учли всё и опросили всех, обязательно в самый неподходящий момент что–то пойдёт не так, произойдёт какая–нибудь ситуация неприятная. Люди могут вести себя самым неожиданным и необычным образом”, — сказала “ДП” экскурсовод гильдии “Просвет” Татьяна Денисенко.