13 апреля в Санкт-Петербурге начал работу Конгресс по строительству IBC, являющийся ключевой открытой площадкой профессионального диалога с лидерами отрасли, обмена опытом и бизнес-инициативами, цифровой интеграции, поиска профильных кейсов и продвижения инноваций.
Представители Администрации Санкт-Петербурга и отраслевых Комитетов, крупные девелоперы и застройщики, проектировщики, архитекторы и дизайнеры, ведущие эксперты строительной индустрии поделятся практическими кейсами и уникальным опытом развития городского пространства и создания комфортной городской среды, расскажут об инновациях, вызовах и перспективах развития жилищного строительства и инфраструктурных объектов городской среды.
В рамках программы Конгресса прошла сессия «Многоквартирный дом». Руководитель РЦОК СПб НП «ЖКХ Контроль» Алла Бредец рассказала о том, как победить снег и наледь в городе.
-Каждую зиму в городах России коммунальные службы борются со снегом на дорогах и наледью на крышах разными способами. Однако! При существующем подходе к уборке, образ заснеженного города не похож на идиллическую новогоднюю открытку с красивыми сугробами и бескрайним пространством запорошенных дорог. В основном мы видим лужи и скопления серой слякоти, а со скатных кровель свисают ледяные навесы и сосульки, которые становятся серьезной угрозой для жизни и безопасности, как для людей, так и возникновению риска повреждения их движимого имущества, припаркованного к тротуару или размещенного на внутридомовой территории.
На регулярных встречах, на разных площадках обсуждаются и синтез организационных и инновационных решений, и экономическая эффективность внедрения инновационных подходов в ЖКХ, и взаимодействие бизнес-сообществ с государственными структурами при внедрении новых технологических решений; на них проходит знакомство с реализованными кейсами внедрения новых технологий в Санкт-Петербурге. Но! При наступлении зимнего периода горожане не видят серьезных изменений в лучшую сторону, две трети жителей крупных городов недовольны качеством уборки снега (это статистика социологов). Есть в России одно стихийное бедствие, перед которым коммунальные службы неизменно проявляют трогательную, почти младенческую беспомощность. Бедствие называется снег. Выпадает он всегда “неожиданно”, схватка с ним напоминает Бородинское сражение или, скорее, битву под Ватерлоо. Потому что стихия неизменно побеждает. Врагу практически сразу и надолго сдают Москву, Санкт-Питербург, Нижний Новгород и другие крупные города – без смысла, без пощады, без исключения! А даже в некоторых городах без боя.
Поэтому вспоминаем, что спасение утопающих ( скользящих и падающих) обычно их же рук дело. Убирать в больших городах снег жителям самостоятельно не предлагаю, и не только потому, что это им не под силу. Тут “субботники” объявлять бесполезно. На коммунальщиков, как показывают данные опроса, большой надежды тоже нет. Поэтому предлагаю более внимательно отслеживать всевозможно новые появляющиеся на рынке ЖКХ предложения и искать способы их внедрения в наше с вами настоящее! Какими быть может, на первый взгляд они не казались, и какие бы траты за внедрением этого не стояли.
Благодарю организаторов сегодняшнего Конгресса по строительству IBC, который является ключевой открытой площадкой для профессионального диалога с лидерами отрасли, обмена опытом и бизнес-инициативами, цифровой интеграции, поиска профильных кейсов и продвижения инноваций. Именно здесь можно получить максимум полезных и эффективных сведений, которые затем с успехом применять на практике.
Теперь переходим к практике. Не будем ждать зимы, будем готовить сани летом. То, что скопления льда повреждают кровлю и водосточные трубы, а ледяные «сталактиты» падают на прохожих в Санкт-Петербурге давно не секрет. Регулярно в сезон начинаются и протечки. Обычно к ним приводит снежно-ледяная «шапка» на крышах и тёплый чердак. Город ведет с этим многолетнюю борьбу. С 2019 г. начал действовать пилотный проект под контролем губернатора А. Беглова, который развернулся на ряде госучреждений, а также в рамках капитального ремонта крыш в МКД были установлены системы электрообогрева. И пока городские чиновники проводят мониторинг таких работ на эффективность, очень радует, что в нашем городе появляются компании, которые создают уникальные системы, конкурентно-способные по многим показателям, в т.ч. и по энергоэффективности, и цене, что немаловажно если мы говорим о МКД, где все расходы, исключительно из карманов собственников помещений этого дома. Ни каких адресных городских или федеральных программ для установок систем антиналеди в нашем городе НЕТ. И даже несмотря на явные преимущества применения таких систем на кровлях (и для УО, и для организаций занимающихся уборкой и утилизацией снега, да и самих собственников, которые оплачивают все эти «движения»).
Не вырубить топором: как бороться со льдом на петербургских крышах
Генеральный директор компании «Теплокарбон» Илья Зинченко – о том, кто должен платить за борьбу с наледью и безопасность горожан зимой.
«В Петербурге 13 тыс. многоквартирных домов со скатными крышами, а в России их более 100 тыс. При этом работающими антиобледенительными системами оборудовано менее 1% зданий. Сфера ЖКХ остается одной из самых консервативных — инновационные решения здесь появляются часто, а тиражируются редко.
В 2021 году Петербург все еще безуспешно борется с сосульками. Каждую снежную зиму одно и то же — наледь на водосточных трубах и сосульки по краям кровли. Чисто технически первая причина этого — «теплый чердак». Теплотрассы не защищены изоляцией, чердачные помещения имеют какие-то повреждения, пробоины, открытые части. Вторая причина — периодические «температурные качели». При перепадах температур от плюс 3 днем до минус 5 — ночью сначала все стекает, потом замерзает, образуются большие сосульки.
Убирать снег и наледь с крыши зимой достаточно дорого. В итоге управляющие компании вызывают снегоуборочные команды только к весне, когда уже образовался ледяной «пирог». Потом наши монтажники выходят на кровлю и видят там частокол рубцов от топоров. Пробоины — это гарантированные протечки, повреждения всей водосточной системы. Как правило, от ударов топором желоба, водостоки и воронки деформируются, вода перестает уходить. Чтобы не образовывалась наледь, крайне желательно перед каждым сезоном проверять и кровлю, и водосточную систему, чистить водостоки.
Большинство домов не оборудовано комплексными системами антиобледенения, поскольку считается, что такие системы стоят дорого. Но каков размер ущерба в связи с отсутствием такой системы? Каждую зиму на пешеходов падают сосульки, люди получают травмы из-за падений на скользких тротуарах. Лед падает на автомобили, деформируются кровли и водосточные трубы. Не стоит забывать и о штрафах, которые выписывают надзорные органы. Таким образом, очевидно, что система антиобледенения помогает не только избежать экономического ущерба, но и повышает уровень безопасности.
Если всерьез заниматься решением этих задач, то действовать нужно методически — то есть оборудовать системами антиобледенения все скатные крыши в городе. Главные элементы такой системы — контроль состояния теплоизоляции чердаков, ремонт водосточных труб, установка снегозадержателей и греющих элементов с дистанционным управлением вдоль водосточной трассы и края кровли, установка водоотвода от водосточной трубы до ливневой канализации и заключение сервисного контракта с обслуживающей компанией.
В среднем такая система для каждого дома будет стоить около 1 млн. руб. Стоимость годовой эксплуатации составит порядка 50-100 тыс. руб. Но она позволит сократить сократить (возможно, до нуля) число выходов уборщиков на крышу в течение всего зимнего сезона и станет гарантом безопасности горожан и имущества.
Участники рынка сходятся в том, что главная задача такой системы — обеспечивать безопасность горожан, а эксплуатация зданий находится на втором плане. Поэтому нет единого мнения относительно того, кто должен оплачивать эту важную часть городской инфраструктуры. Кто-то считает, что установку таких систем должны оплачивать жильцы, а кто-то уверен, что это должен делать город. Однако у жильцов не всегда есть на это деньги. В старом фонде, например, живет много пенсионеров. Производственные, монтажные и сервисные компании регулярно выступают с предложениями по массовому внедрению таких инноваций. Тем более, что в дальнейшем стоимость таких систем значительно снизится — это касается как их монтажа, так и обслуживания.
Пока же все зависит от подхода конкретной управляющей компании к домовладению. Кто-то годами не обслуживает кровли — течет и течет, пусть люди жалуются и делают свои ремонты. Но стоит отметить, что все больше современных управляющих компаний в Петербурге готовы к системному подходу в борьбе с наледью, поскольку это не только повышает безопасность жителей, но и гораздо выгоднее, чем каждый год ремонтировать пробоины, которые остаются после чистильщиков».