С 1 июля во всех регионах России проведена индексация тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Федеральная антимонопольная служба (ФАС), официально сообщила, что размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по стране увеличится на 3,3%.
Распоряжением Правительства РФ от 30 октября 2020 г. N 2827-р «Об индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ на 2021 г. и предельно допустимых отклонениях по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2021 – 2023 гг.», для каждого региона определена величина на которую может повыситься размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Разбежка установленных «коридоров» между регионами весьма отличается – от 3,2% в Мурманской области до 6,5% в Чеченской Республике.
Отличительной особенностью этого года стал факт существенного повышения тарифного коридора кавказским республикам (все предыдущие годы у них отмечался самый низкий рост предельных индексов за совокупный платеж). Чеченская республика в среднем по всем регулируемым ресурсам (отопление, горячее и холодное водоснабжение, газ, электроэнергия, ТКО) 6,5%, Дагестан – 5,2%, Кабардино-Балкарская республика – 5,4% и т.д. Объяснить это можно намерением Правительства даже не столько выровнять тарифы, сколько стремлением подтянуть их до экономически обоснованных (так как в этом регионе многие тарифы не покрывают расходов на производство единицы ресурса).
Справедливости ради нужно отметить, что «низкая база» дает низкий фактический рост даже при высоком процентном подъеме. Возьмем к примеру электроэнергию. В Дагестане тариф за 1 КВт/час с 1 июля вырастет на 13 копеек (4,8%) до 2,83 руб. В Чеченской республике на 14 копеек (5%) до 2,95 руб. при этом на Чукотке тариф вырастет на 30 копеек (3,76%) и составит 8,82 руб. При этом нужно понимать, что в горных аулах электроэнергия должна стоить больше, чем в густонаселенных городах, потому что там мало потребителей, большие расстояния между населенными пунктами, длинный световой день и низкое потребление из-за того, что население в основном живет натуральным хозяйством. Плюс автоматически там много технологических потерь электроэнергии.
Также с 1 июля высокий уровень роста совокупной тарифной ставки по регулируемым ресурсам ожидается в Крыму и г. Севастополь – 6,2%. Это объясняется низкой тарифной базой, которая досталась данным территориям со времен Украины.
Комментарий исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Сергея Сохранова:
– Ежегодный рост тарифов в нашей стране давно воспринимается нашими гражданами как нечто естественное: как грозовые дожди весной или отключение воды – летом. К сожалению, это не приводит к каким-то существенным результатам – потребители по-прежнему недовольны качеством предоставляемых коммунальных услуг, а ресурсоснабжающие организации утверждают, что допустимые в рамках государственного регулирования тарифы не позволяют привести инженерные сети и технологическое оборудование в нормативное состояние, которое позволило бы обеспечить приемлемое качество услуг.
К сожалению, эта ситуация будет с нами и дальше, пока не изменится сама система функционирования отраслей ЖКХ. Пока не будет создан конкурентный рынок и производители услуг не начнут бороться за своих потребителей, как это, например, происходит в сфере телекоммуникаций и сотовой связи, за счет предоставления услуг лучшего качества и наиболее развитого сервиса по приемлемой обоснованной цене. Пока государство не возьмет на себя основную часть нагрузки по реализации проектов модернизации коммунальной инфраструктуры, как это происходит, например, в Европейских странах. Особенно в малонаселенных, удаленных населенных пунктах, где такие проекты носят сугубо социальный, а не экономический характер. Причем не в качестве локальных проектов, а в рамках тотальной реновации региональных коммунальных систем. И, в-третьих, пока наши граждане не перестанут относиться к плате за услуги ЖКУ, как к фискальной нагрузке на домохозяйства, а начнут воспринимать ее как обоснованную оплату оказанных услуг, которые должны отвечать установленным нормативам и сопровождаться соответствующим сервисом.
Но и сейчас полезно задумываться о возможностях снизить размер платы за ЖКУ, в первую очередь, за счет снижения потребления особенно наиболее энергоемких и дорогостоящих услуг, таких, как например отопление. Это возможно сделать за счет модернизации внутридомовых инженерных систем, установки погодозависимой автоматики на системы отопления, утепления ограждающих конструкций. Сэкономить зачастую позволяет установка приборов учета – общедомовых и индивидуальных – переход от расчетов по нормативам, они практически всегда завышены, к оплате фактически потребленного ресурса.
Не стоит забывать и о том, что граждане, находящиеся в сложной жизненной ситуации, могут рассчитывать на получение субсидии. Общефедеральные нормы позволяют рассчитывать на получение компенсации части затрат на оплату ЖКУ семьям, чьи расходы на эти услуги превышает 22 процента от совокупного дохода семьи. В некоторых регионах этот порог еще ниже. Тем более, что с прошлого года порядок получения такой субсидии облегчен: оформить такую субсидию можно по системе «одного окна» не собирая множество справок – они будут получены в рамках межведомственного взаимодействия органом, оформляющим субсидию.
Пресс-служба НП «ЖК Контроль»