Постановление Правительства РФ (от 10.03.2022г №336 «Об особенностях организации и осуществления госконтроля (надзора), муниципального контроля») снова претерпело изменения. Органам ГЖН вернули возможность выносить предписания.
Распространенный на этот год мораторий на проведение плановых проверок продлен до 2030-го. И хоть проверок станет меньше, по мнению исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Сергея Сохранова, «не столь важно для потребителя, будет ли проведена плановая проверка управляющей организации, гораздо важнее – реакция органа госжилнадзора (муниципального контроля) на конкретные обращения собственников и на наличие возможности выдавать обязательные к исполнению указания (предписания)».
Прошлый год стал периодом предостережений, которые получали управляющие организации по итогам внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий. Учитывая, что ответственность за неисполнение компании не несли, жители были лишены реального механизма регулирования проблем в жилфонде с помощью надзорного органа.
«ЖКХ Контроль» с сетью центров в регионах проводил мониторинг жалоб граждан. Уже в первом полугодии 2022-го самой актуальной для россиян стала тема, связанная с состоянием многоквартирных домов, их содержанием и ремонтом. С ней было связано 16,1 % от общего количества поступивших обращений. По итогам года проблема заняла вторую строчку рейтинга, но в совокупности с острыми вопросами, связанными с управлением жилфондом, эти сигналы звучали в 30 % обращений.
— В первую очередь, мы связываем это с последствиями пандемического периода и действием 336-го постановления. А именно: речь о моратории на проверки управляющих организаций и замене предписаний предостережениями,- уточнил Сергей Сергеевич. – При этом с собственников никто не снимал обязательств по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Всё это даёт недобросовестным организациям возможность уклониться от исполнения договора управления.
Результат: число жалоб владельцев квадратных метров на услуги ЖКХ, адресованных органам прокуратуры, выросло в минувшем году в полтора раза. Об этом недавно сообщил на коллегии Генпрокуратуры РФ глава ведомства Игорь Краснов.
Как отмечают представители сети центров «ЖКХ Контроль», причина увеличения массовых недовольств собственников обусловлена не столько ростом тарифов, сколько неисполнением госжилнадзором своих функций. Ведь именно эти структуры призваны защищать права потребителей в случаях их нарушения управленцами жилфондом.
Вышеуказанный фактор в прошлом году довел до несостоятельности систему лицензирования, поскольку для «управляек» не существовало угрозы утраты права управления МКД в связи с привлечением к ответственности за неисполнение предписаний (для этого достаточно двух случаев за год).
Внесенные 10 марта этого года изменения в 336-ое постановление исключили возможность выдачи предписаний только в исключительных случаях: снят п. 7(1). Теперь контрольные (надзорные) органы вправе выдавать предписания об устранении нарушений (http://static.government.ru/media/files/0okXDk7TgErHDxWc9t0muZyzyuzMESDt.pdf).
Регцентр Удмуртии сообщает: в регионе уже начали выдавать предписания, единственное, видят теперь проблему – как проводить проверки исполнения предписаний – требуется опять же согласование прокуратуры.
Регцентр Мурманска информирует: в области разрешили выдавать предписания.
Регцентр Коми сигнализирует: в республике пока «управляйки» не штрафуют.
Сергей Сохранов резюмировал: «В любом случае, динамика с корректировкой надзорной деятельности положительная. Как только ГЖИ войдут в прежний режим работы и во всех регионах вначале эти органы, а вслед за ними и управляющие компании осознают, что теперь не удастся отмахнуться от проверок, тогда общее количество нареканий к УК должно пойти вниз».
***Сравнение редакций:
спасибо