Уборка снега в Петербурге стала поводом для давления на бизнес

Ежегодно Смольный попадает под шквал критики от горожан из–за плохой уборки улиц зимой. Чиновники же не менее традиционно перекладывают часть ответственности на бизнес, который, по их мнению, не справляется с содержанием своих территорий.

Ещё 1 декабря 2023 года Государственная административно–техническая инспекция (ГАТИ) отчиталась, что с начала зимнего периода проверила 423 крыши зданий и прилегающих к ним территорий на предмет уборки снега и наледи. В результате ведомство выявило 57 нарушений. “Некоторые из предпринимателей показали своё истинное лицо”, — поэтично высказываются в ГАТИ. Но некоторые коммерсанты удостоились и похвалы. Качественную уборку отметили около отелей в переулке Антоненко и на Почтамтской улице и у нескольких других объектов.

Вице–губернатор Евгений Разумишкин, курирующий городское хозяйство и благоустройство, 7 декабря напомнил владельцам кафе, ресторанов и иных заведений об их обязанности поддерживать порядок на входных группах. На текущий момент с осадками, выпавшими с начала зимы, в городе в целом справились. Но на этой неделе синоптики снова обещают снегопады, так что дискуссия о том, кто за что отвечает и кто больше виноват в плохой уборке, очевидно, продолжится с новой силой.

Кто и где должен убирать

Для рядового гражданина совсем не очевидно даже то, какие участки на улицах Петербурга лежат в зонах ответственности каких из городских служб. А уж когда в падении на лёд стоит винить “частников” — это понять ещё сложнее.

С этого года уборка дворов и внутриквартальных территорий находится в ведении районных администраций и проводится силами районных жилищных агентств. Содержанием городских улиц, проспектов и прилегающих к ним тротуаров занимается комитет по благоустройству. Точнее, подведомственные ему дорожные предприятия и их субподрядчики.

При этом владельцы нежилых зданий — отелей, бизнес–центров, супермаркетов и так далее — отвечают за свои объекты сами. Они в соответствии с правилами благоустройства обязаны своевременно освобождать от наледи крыши строений, а также очищать прилегающую территорию на расстоянии до 5 м от фасада.

“Но необходимо рассматривать каждый случай отдельно, в зависимости от конкретной прилегающей территории. На практике владельцы сами понимают важность этого требования. Иначе путь клиента в их помещение будет затруднён”, — пояснили “ДП” в ГАТИ.

За несоблюдение этих обязанностей для владельцев зданий предусмотрена административная ответственность. Но сейчас, в силу постановления правительства № 336 от 10 марта 2022 года, основной акцент в работе контрольных органов делается на профилактику — нарушителям в основном стараются выносить предостережения или предписания.

“При отсутствии реакции ГАТИ обращается в органы прокуратуры для согласования внеплановой проверки, и в этом случае штраф может составлять до 100 тыс. рублей”, — предупреждают в инспекции.

Три метра перед магазином

Но всё вышеописанное касается зданий, находящихся полностью в частной собственности, зачастую стоящих обособленно. С регламентом по уборке территорий около входов в магазины или кафе, располагающихся в жилых домах, которых особенно много в центре Петербурга, всё немного интереснее.

В ГАТИ корреспонденту “ДП” по этому вопросу порекомендовали обратиться в Государственную жилищную инспекцию. Специалисты ГЖИ, в свою очередь, указали, что уличная сеть, на которую выходят данные помещения, находится в ведении Комблага, и перенаправили туда. В комитете же пояснили, что у бизнеса есть обязанность по чистке тротуаров на своих территориях, а контроль за этим осуществляет ГАТИ. Круг, таким образом, замкнулся.

То, что бизнес обязан содержать в чистоте входные группы на своих объектах, зафиксировано в правилах благоустройства Санкт–Петербурга. Но весь снег, который находится дальше крыльца помещения, — уже проблема города. По крайней мере с точки зрения закона. В тех же правилах рекомендуется собственникам нежилых помещений в многоквартирных домах в периоды между уборкой городскими службами самостоятельно счищать наледь и снег с прилегающих территорий на расстоянии 3 м от фасада. Но конечное решение остаётся на совести предпринимателей.

Куда вывозят снег

Цены на коммерческие услуги по уборке снега в сезоне–2023/24 выросли примерно на 15%, сообщил “ДП” директор департамента торговых центров Becar Asset Management Алексей Попиков. Это связано с удорожанием расходных материалов и дефицитом квалифицированного персонала. Нехватка составляет около 30%. На недостаточность трудовых ресурсов ранее указывали также председатель комитета по благоустройству Василий Пониделко и директор ГУДП “Центр” Егор Пащенко. Последний, в частности, заявил, что городу нужно ещё 820 рабочих (сейчас в штате числится 1 тыс. человек). Трактористам и водителям снегоуборочных машин он пообещал зарплату от 77 тыс. до 120 тыс. рублей.

На сегодняшний день в Петербурге работают семь стационарных снегоприёмных и 11 снегоплавильных пунктов. Они могут принимать 101,5 тыс. м3 снега в сутки. К 2026 году планируется построить ещё два снегоплавильных пункта и один снегоприёмный.

Большинство предпринимателей, с которыми пообщался “ДП”, рассказали, что убирают снег за свой счёт.

“К дворникам на помощь выходят наши разнорабочие, осуществляем обходы территории”, — поделился генеральный менеджер отеля Cort Inn St. Petersburg Hotel & Conference Center Руслан Сичинава.

По словам владельца и генерального менеджера гостиницы “Гельвеция” Юниса Теймурханлы, в бюджете отеля на уборку территории от снежных масс выделена отдельная статья. Ежегодно для очистки части улицы Марата заказываются услуги профильных организаций.

“Главная проблема состоит в нехватке снегоуборочных машин. Это осложняется и тем, что пункты разгрузки снега расположены далеко, ближайшие точки город использует сам для своих нужд. В связи с этим порой трудно найти компании, которые вывезли бы снег даже за деньги, поскольку им его девать тоже некуда”, — рассказал он.

Однако Алексей Попиков считает, что снегоуборочных машин более чем достаточно как в городе, так и у подрядных организаций, где техника не задействована даже на 10%.

Проблемы малого бизнеса

В адрес микропредпринимателей, владельцев нестационарных торговых объектов (НТО), претензии от ГАТИ пока не поступали, сообщила “ДП” председатель РОО “Содействие малому бизнесу” Янина Гришина. Однако такая вероятность есть, что подтверждает практика прошлых лет.

Владельцы ларьков устанавливают точки в соответствии с договорами аренды или договорами о размещении НТО. В этих документах нет пункта про уборку снега, но указана необходимость держать в чистоте участок в 3–5 метров вокруг своего объекта.

“В 2019 году у меня был конфликт с администрацией Красногвардейского района, оттуда предпринимателям разослали уведомления об обязанности убирать снег. Тогда нам удалось отстоять интересы микробизнеса”, — рассказывает Гришина.

Председатель совета НП “Союз малых предприятий Санкт–Петербурга” Владимир Меньшиков сообщил, что пока проблем с уборкой снега у владельцев фирм нет, не считая подорожания услуг по вывозу. Впрочем, соблюдение имеющихся требований — это интерес самих предпринимателей. Сугробы и наледь возле входа в магазин не лучшим образом повлияют на покупательский трафик. “Крайне редко, но всё же в Петербурге бывают ситуации, когда человек очистил прилегающую территорию вечером, а ночью кто–то менее добропорядочный выкинул на неё “свой” снег, чтобы сэкономить на отправке его на плавильный пункт, — отмечает Меньшиков. — По большей части же проблем и конфликтов с городскими властями не возникает”.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 закона Санкт–Петербурга об административных правонарушениях неисполнение обязанности по обеспечению свободных проходов к зданиям и входам в них, а также свободных въездов во дворы влечёт наложение административного штрафа, в частности для юридических лиц, вплоть до 300 тыс. рублей. Относится ли такая норма к уборке снега? Скорее да, чем нет. Следить за функциональным (техническим) состоянием здания должны собственник, арендатор или управляющая компания. По общему правилу, закреплённому в ст. 210 ГК РФ, именно собственник помещения несёт бремя ответственности за состояние здания. При этом закон допускает перераспределение обязанностей по сохранению здания (к которому следует отнести и прилегающую территорию) в исправном состоянии. О том, что нарушителей в Петербурге много, говорить не приходится. К тому же, если владельцу бизнеса важно развитие, о прилегающих территориях он позаботится. Внимание же к бизнесу со стороны ГАТИ скорее продиктовано наличием некоторых сложностей при уборке снега, которые, как представляется, рассчитывают преодолеть с помощью бизнеса.

Артём Яблоков

адвокат, партнёр компании “Братья Яблоковы”

Безусловно, бизнесмены иногда вынуждены производить уборку не только входных групп, но и прилегающих территорий в связи с тем, что их уборка производится специализированными организациями несвоевременно. Заботясь о своих посетителях или покупателях, бизнес несёт дополнительную, в том числе финансовую, нагрузку, привлекая дворников либо доплачивая за уборку своим сотрудникам. Насколько это правильно или неправильно — здесь, наверное, каждый бизнесмен решает для себя сам. Насколько в безопасности он хотел бы видеть посетителей в своём заведении.

Алла Бредец

руководитель регионального центра НП “ЖКХ Контроль” в Петербурге

И у городских властей, и у владельцев коммерческой недвижимости в этом году одна и та же проблема с уборкой снега — высокая стоимость оплаты труда работников и нехватка персонала. Причина в росте инфляции и выросших запросах со стороны иностранных рабочих. При этом бюджеты планировались в прошлом году на более низком уровне. Поэтому в период обильных снегопадов и увеличившейся конкуренции за рабочую силу, естественно, не все смогли справиться с уборкой.

Илья Словесный, Дарья Дмитриева  «Деловой Петербург» https://www.dp.ru/a/2023/12/11/minimum-riskov–bolshe-bezopasnosti

Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account