В следующем году жители многоэтажек в российских городах могут столкнуться с массовой остановкой лифтов. Напомним, согласно техническому регламенту Евразийского таможенного союза, данные оборудование должно быть заменено после 25 лет работы. К середине февраля 2025 года в стране закончится срок службы около 140 тысяч лифтов из имеющихся 550 тысяч. Но заменить такое количество сложных подъемных устройств менее чем за полгода – задача абсолютно нереальная.

Этот вопрос уже поднимался в мае 2024 года на правительственном часе в парламенте. Глава госкомпании ДОМ.РФ Виталий Мутко отметил, что предельный срок эксплуатации лифтов может быть продлен до 30 лет, но это лишь временный выход. С этой точкой зрения согласна и заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева, которая подчеркнула, что на данный момент никакого другого варианта просто не существует. Если срок эксплуатации не будет продлен, с 2025 года Ростехнадзор неизбежно начнет останавливать лифты, отработавшие 25 лет.

Но последствия могут быть и более серьезными, если обветшавшие подъемники начнут выходить из строя – многие из таких аварий могут повлечь человеческие жертвы. С 2018 по 2023 год в стране произошло около 330 подобных несчастных случаев. По информации Национального лифтового союза, за эти годы в них погибли около 130 человек.

Решить проблему ветхих подъемников предполагается путем создания единого цифрового реестра лифтов к 1 января 2026 года, заявили в Минстрое РФ. На данный момент создается модуль с Фондом развития территорий (ФРТ), который будет аккумулировать информацию о состоянии объектов капитального строительства, продолжается сбор актуальных данных из регионов. По словам чиновников, без такой первичной информации очень сложно говорить о цифровизации отрасли.

Но главная проблема, как обычно, сводится к финансированию. По информации комитета Госдумы по строительству и ЖКХ, стоимость замены одного лифта может колебаться в пределах от 3,5 до 6 миллионов рублей – например, такие цены отмечены в Волгограде, где замена лифта с шестимиллионной ценой предполагалась в рассрочку на пять лет.

Цен в 3-3,5 миллиона, которые существовали в прошлом году, найти уже невозможно. В отдельных регионах пытались объявлять конкурсы на замену лифтов по подобным ценам, но желающих участвовать в них не нашлось. Кроме того, серьезно выросла стоимость монтажных работ, стало дороже само производства лифтов. По предварительным подсчетам, в ближайшие годы на замену лифтов потребуется не менее 22 миллиардов рублей. И если необходимые средства не изыскать как можно скорее, то спустя некоторое время эта сумма возрастет в три-четыре раза.

– Больше всего проблем у владельцев спецсчетов, поскольку они не могут претендовать на средства из “общего котла”, – подчеркивает руководитель регионального центра НП “ЖКХ Контроль” в Санкт-Петербурге Алла Бредец. – В каждом регионе разная ситуация, не все могут позволить себе софинансировать эту работу в достаточном объеме. Немало сложностей существует и с обслуживанием лифтов. Организации, которые занимаются этой работой, постоянно жалуются на то, что существующие тарифы очень малы и не позволяют лифтовикам привлекать высококвалифицированные кадры, приобретать необходимые запчасти. А повысить плату за обслуживание этого оборудования можно лишь с согласия собственников жилья. Провести такое решение крайне сложно, для людей это очень болезненный вопрос. Поэтому без государственной поддержки здесь однозначно не обойтись.

Минфин, Минпромторг, Минстрой РФ и эксперты отраслевых организаций сегодня ищут способы решения проблемы. Рассматриваются разные варианты, в числе которых замена лифтов на средства инфраструктурных кредитов. Региональным властям могут предложить списать бюджетные кредиты, если они направят деньги на замену лифтов. Еще один вариант – рассрочка, подразумевающая частичное софинансирование из регионального бюджета.

Чтобы остановить рост доли изношенных подъемников, уже сейчас нужно ежегодно заменять около 10 тысяч лифтов в год, отмечают в комиссии по лифтовому хозяйству Общественного совета при Минстрое РФ. Спустя два-три года эта цифра возрастет вдвое, если учесть не только действующие устройства, у которых истекает срок эксплуатации, но и ввод новых многоэтажек, которым также требуются лифты.

Михайлов А. «Российская газета»: https://rg.ru/2024/10/15/reg-szfo/predelnyj-srok-sluzhby-liftov-pridetsia-prodlevat.html

Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account