На совещании в августе этого года с членами Правительства президент Владимир Путин обратил внимание на то, что организация контейнерных площадок в регионах далека от идеальной. Неудовлетворительное их состояние, в частности, обусловлено отсутствием единого подхода в этой сфере: согласно закону, за регионами закреплено право регулировать схему обращения с отходами, выбирать региональных операторов, но полномочия по созданию контейнерных площадок и их содержанию закреплены за муниципалитетами. Вместе с тем у местных властей просто не хватает денег для регулярного обновления контейнерного парка. Поэтому разумно передать отдельные функции по содержанию участков с мусорными баками региональному оператору через совместное соглашение. Таким образом, у регионов появится выбор: содержать площадки силами МСУ, предоставлять муниципалитетам субсидии из бюджета субъекта или включать соответствующие обязанности в функционал регионального оператора. Такой законопроект Госдума приняла в первом чтении 18 декабря.

Ранее председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на заседании Совета законодателей, прошедшего в Подмосковье, заявила, что надежды, которые возлагались на так называемую мусорную реформу, пока не оправдались. Прошло шесть лет, а система по сбору, сортировке, переработке и утилизации отходов до сих пор четко не выстроена. Принятие закона, инициированного сенаторами и депутатами, поможет исправить ситуацию.

Мусор нужно оцифровать

Цепочка утилизации отходов в нашей стране начинается именно с контейнерной площадки, по состоянию которой россияне оценивают, как в регионе организована система обращения со всевозможным хламом. И далеко не везде власти на местах могут похвастаться приемлемым их содержанием. Неудовлетворительное состояние контейнерных площадок объясняется некоторым рассогласованием действий властей, обратил внимание зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике Сергей Алтухов.

С одной стороны, закон закрепляет за регионами право регулировать схему обращения отходов, выбирать региональных операторов, «определять, кто куда везет, как сортирует, как утилизирует и перерабатывает отходы». С другой стороны, полномочия по созданию контейнерных площадок имеются только у муниципалитетов, которым зачастую «просто не хватает средств на должное их содержание». «В результате на немногочисленных контейнерных площадках копятся горы мусора, они зачастую превращаются в стихийные свалки, и это ведет к антисанитарии», — пояснил депутат.

«Мы предлагаем дать возможность регионам передать часть функций по созданию и содержанию контейнерных площадок региональным операторам. По сути, у региона появится альтернатива из трех вариантов. Либо оставить соответствующие полномочия за муниципалитетами, то есть так, как это организовано сейчас. Либо дать возможность субъектам субсидировать соответствующие мероприятия для муниципалитетов для создания и содержания контейнерных площадок. Либо передать эти функции региональным операторам, и тогда сосредоточить все, что называется, в одних руках», — сказал Сергей Алтухов.

Если субъект выберет третий вариант и передаст функции региональному оператору, то нужно будет заключить трехстороннее соглашение между органами местного самоуправления, исполнительной власти и региональным оператором. Последний должен будет провести инвентаризацию контейнерных площадок, чтобы точно оценить реальные потребности населения. Местные власти обязаны будут выделить земельные участки и передать их регоператору.

«Орган исполнительной власти должен будет предусмотреть мероприятия в тарифе и отследить за реализацией соответствующей инвестиционной программы, — заметил парламентарий. — Региональному оператору после создания таких контейнерных площадок нужно будет передать это все на баланс органам местного самоуправления. А чтобы иметь полную цифровую картину системы обращения с отходами, мы предлагаем сформировать реестры мест размещения твердых коммунальных отходов в государственную информационную систему учета твердых коммунальных отходов ГИС УТКО и прописать, сколько, где, каких контейнерных площадок необходимо, и, конечно же, ликвидировать дефицит, имеющийся сейчас».

Нужна надежная альтернатива

Принятие законопроекта позволит повысить эффективность мусорной реформы, большинство целевых показателей которой в 2024 году, увы, достигнуты не будут, напомнил соавтор законопроекта, зампредседателя Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Коган. По его словам, на стадии разработки поправок нередко звучала критика по поводу альтернативных вариантов ответственных за мусорные площадки. Оппоненты предлагали передать все в одни руки.

«Почему все-таки приняли альтернативность? Потому что, когда мы проехали более 40 субъектов, половина из них сказали, что у них приняты производственные, инвестиционные, государственные программы, которые позволят ликвидировать за счет денег субъектов дефицит контейнерных площадок. И они также передают субсидии муниципальным образованиям в полном объеме для того, чтобы содержать эти контейнерные площадки», — подчеркнул парламентарий.

Как писала «Парламентская газета», Валентина Матвиенко на заседании Совета законодателей 17 декабря заявила, что при поддержке вице-премьера Дмитрия Патрушева и по инициативе Совета Федерации был создан федеральный штаб по обращению с отходами при Минприроды, в каждом субъекте РФ — региональные штабы во главе с губернаторами. С их помощью удалось получить объективную «мусорную» картину происходящего: в стране не хватает 172 тысяч контейнерных площадок, 423 тысяч контейнеров, более полутора тысяч единиц спецтехники.

Отдельно поднимался на Совете законодателей вопрос проверки аудиторами субъектов во главе со Счетной палатой, куда уходят доходы региональных операторов. По информации законодателей, за счет платежей граждан по тарифу за вывоз мусора ежегодно операторы зарабатывают 280 миллиардов рублей. Однако одна из самых частых причин недовольства жителей, согласно анализу соцсетей и обращений граждан в органы власти разного уровня, касается именно замусоренности территорий жилой застройки и ближайших лесов, куда вывозят отходы практически бесконтрольно.

« С января 2022 г. в Петербурге начал работу единый региональный оператор по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО) – Невский экологический оператор (НЭО). Он пришел на смену множеству частных компаний. Зона ответственности НЭО – сбор, транспортировка и размещение отходов. Один оператор для всего города – удобная система. По федеральному закону «Об отходах производства и потребления» и правилам обращения с ТКО, утвержденным правительством еще в 2016 году, деятельность в сфере обращения с коммунальными отходами четко разграничена. Например, территория во дворе жилого дома на совести управляющей компании, ТСЖ или ЖСК. В их ведении организация мусорной площадки и ее уборка. Если контейнерная площадка не входит в общее имущества собственников, то за ее содержание отвечают муниципальные власти. Аналогичное разграничение прописано и Жилищном кодексе. При этом в статье №36 сказано, что мусорные контейнеры относятся к общему имуществу многоквартирного дома, а потому выкатывать и закатывать их должны работники УК, ТСЖ, ЖСК и ЖК. На сегодняшний день в СанктПетербурге все мероприятия, связанные с созданием и содержанием контейнерных площадок, реализуются в рамках полномочий в сфере благоустройства. Администрациям районов Санкт-Петербурга переданы полномочия по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Соответствующее постановление Правительства подписал Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов еще осенью 2022 г. «,-рассказала о ситуации в Санкт-Петербурге руководитель РЦОК СПб НП «ЖКХ Контроль» Алла Бредец.

Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account