Существующая система расчета платы за отопление продолжит действовать в Удмуртии и после 1 июля 2016 года. Суммы, указанные в ежемесячных платежных квитанциях, будут, как и раньше, примерно одинаковыми в течение всего года. Сегодня Жилищный кодекс не дает возможности собственникам жилья в многоквартирном доме выбирать, как им лучше платить за тепло – по факту потребления или равномерно в течение года.
1 июля 2016 года вступает в действие Постановление Правительства УР от 20 июня 2016 года №252 «О применении в Удмуртской Республике способа оплаты коммунальной услуги по отоплению». Им сохраняется существующая методика, которая предполагает равномерное круглогодичное внесение гражданами платы за тепло, потребленное в отопительный период. Таким образом, Правительство республики отказалось от альтернативного варианта – оплаты по факту оказания услуги, когда потребленная тепловая энергия оплачивается населением только в те месяцы, когда онапредоставляется.
Решение вызвано тем, что отопление – это самый дорогой ресурс. Его доля в совокупном платеже за жилищно-коммунальные услуги зачастую превышает 40%. Поэтому оплата потребленного тепла только в зимние месяцы создала бы ситуацию, при которой летом счета небольшие, а во время отопительного периода расходы граждан значительно увеличиваются, а, значит, растет и нагрузка на семейный бюджет. Круглогодичная равномерная оплата тепла, потребленного в отопительный период, такую ситуацию исключает. Суммы, указанные в ежемесячных платежных квитанциях, будут, как и раньше, примерно одинаковыми в течение всего года.
«Вопрос по установлению способа оплаты за тепло возник не только в нашем регионе, но и во всех субъектах страны, одновременно с прекращением действия с 30 июня 2016 года постановления Правительства РФ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», – прокомментировал министр энергетики и ЖКХ УР Иван Маринин. – После анализа ситуации, мониторинга предпочтений среди муниципальных образований республики Правительство Удмуртии приняло решение установить способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчётные месяцы календарного года. Это привычно людям, и, главное, уже понятно, как формировать свой ежемесячный семейный бюджет с учётом оплаты коммунальных услуг».
Комментарии экспертов
Дать собственникам право выбора
Александр Евсеев, председатель Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР»:
– Способ равномерной оплаты услуги отопления в течение 12 месяцев имеет положительные и отрицательные стороны. Он действительно позволяет заранее планировать расходы своего бюджета, исходя из того, что платежки в течение года приходят с примерно одинаковыми суммами. Минус такого способа в том, что при равномерной оплате возникает непрозрачность расчетов, когда летом приходится платить за отопление, которое потребили в зимний период.
Тем не менее, методика предполагает начисление платы в течение всего года, исходя из среднемесячного потребления тепла за прошлый год, а также ежегодную корректировку по показаниям прибора учета. Для того, чтобы проверить правильность начисления предъявляемых сумм, требуется время и желание вникнуть в суть вопроса. Однако стоит также отметить, что на сегодняшний день в большинстве многоквартирных домов Удмуртии есть советы домов и жилищные активисты, которые контролируют начисление платы за отопление в целом по дому, и, в случае появления сомнений в обоснованности расчета, обращаются в нашу общественную организацию или в контролирующие органы.
Мы считаем, что оптимальным вариантом было бы предоставить возможность собственникам жилья в многоквартирном доме определять на общем собрании способ начисления платы за отопление – по факту потребления или равномерно в течение года. На сегодняшний день Жилищный кодекс такого права им не дает.
Как проверить перерасчет
Тимур Ахметвалеев, руководитель Лекторской группы Федерального проекта «Школа грамотного потребителя» в Удмуртии, разъяснил, как делается ежегодная корректировка платы за отопление.
– В течение года плата за отопление начисляется, исходя из среднемесячного потребления тепла за прошлый год по показаниям общедомового прибора учета, или по нормативу, если счетчик тепла работает в доме менее года.
Корректировка размера платы за отопление по показаниям общедомового счетчика должна быть сделана по истечении года с момента его установки, а также после смены исполнителя услуги (при наличии прибора учета).
В общем виде перерасчет представляет собой ежегодное сопоставление сумм, начисленных по среднемесячным показаниям потребления домом тепла или же по нормативу, и сумм, начисленных за потребление в течение года, исходя из показаний общедомового счетчика.
Полученная разница распределяется среди собственников пропорционально площади их квартир. Если по счетчику за год потреблено больше тепла, чем начислено в течение данного года, то собственники будут обязаны доплатить разницу (они увидят это доначисление в строке «отопление» в графе «перерасчет»). Если по счетчику в течение года дом потребил меньше тепла, чем начислено за этот год, то экономия подлежит возврату собственникам путем зачета в счет будущих платежей.
Таким образом, корректировка может производиться как в сторону увеличения суммы, выставленной к оплате, так и в сторону ее уменьшения, исходя из того, сколько потребили жители дома в отопительном сезоне. Если исполнитель коммунальной услуги такую корректировку не сделал, то жители вправе потребовать ее проведения за прошлый период. При этом следует иметь в виду, что срок исковой давности составляет три года.
Расчет корректировки размера платы за отопление и другие вопросы предоставления жилищно-коммунальных услуг все желающие могут изучить подробнее, записавшись на бесплатные занятия в Школу грамотного потребителя по телефону 47-99-47.
Справки по этому и другим вопросам – по телефону 97-07-93 (Общественная организация потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР»).