Публикация о работе регионального центра «ЖКХ-контроль» в Хабаровском крае в общественно-политической газете «ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ СЕГОДНЯ» от 17 октября 2016 года.
ЭКСПЕРТОМ ДОЛЖЕН СТАТЬ КАЖДЫЙ ИЗ НАС
Общественная организация «ЖКХ-контроль» работает в крае уже три года. Она призвана помогать людям отстаивать свои права, учить их быть настоящими собственниками и даже составлять судебные иски, чтобы решить конкретную задачу конкретного гражданина. О том, как видится эта работа дальше, что такое общественный контроль в ЖКХ, мы говорим с руководителем организации Владимиром Сидоровым.
ЭКСПЕРТОМ ДОЛЖЕН СТАТЬ КАЖДЫЙ ИЗ НАС.
Понятно, что контролирующих органов государственных и муниципальных в системе ЖКХ очень много, но инспектор не придет в каждый дом и не посмотрит, что там произошло. Это могут делать люди, которые там живут. Без активного общественного участия невозможно решать проблемы ЖКХ, потому что сфера эта – социальная и касается каждого из нас.
Обще ственный контроль – это прежде всего институт советов многоквартирных домов. То есть, с их помощью можно следить, насколько качественные услуги предоставляются в многоквартирном доме, оперативно решать многие проблемы, к примеру, такие, как содержание наших подъездов, дворов, вывоз мусора, проведение капитального ремонта.
Важно, чтобы нарушения, которые выявляются, доходили до реальных наказаний. При этом надо понимать, что все штрафы, которые возлагаются органами госжилнадзора на те же управляющие компании, ложатся в конечном итоге на плечи самих жильцов. А потому конечной целью должны стать не санкции, а решение самой проблемы.
В общественной организации работают профессиональные юристы, независимые эксперты, которые готовы проанализировать любую жалобу и дать жильцу четкий и понятный ответ. Но задача – сделать экспертами в сфере ЖКХ каждого человека, который пользуется услугами жилищно- коммунального хозяйства.
Общественная организация хочет научить людей защищать свои права, разбираться в жилищном законодательстве, каким бы сложным оно ни казалось. Расхожее мнение, что в сфере ЖКХ правды не добьешься, глубоко ошибочное. Инициативные группы в многоквартирных домах сами решают свои проблемы. У них прекрасный ремонт, зеленые дворы, нет проблем с уборкой подъездов. Они общаются со своей управляющей компанией не на языке эмоций, конфликтов и ультиматумов, а на понятном человеческом языке.
Кроме того, «ЖКХ-контроль» является общественным арбитром. Он собирает информацию о наиболее проблемных УК и намерен добиваться, чтобы они покидали это поле или начинали хорошо работать.
ПОТОП НА ВСЕХ ПЯТИ ЭТАЖАХ
«ЖКХ-контроль» пытается найти активных людей по всему краю.
– Недавно мы были в Бикинском районе, – рассказывает Владимир Сидоров. – Проблема возникла в домах, которые относятся к Министерству обороны РФ. Сменилась управляющая компания, «Славянка» ушла, пришла новая, но люди этого не почувствовали. Семь домов фактически остались без крыш, старое покрытие сняли, а новое не поставили. Вода течет с пятого до первого этажа. Но контрактники, которые там живут, не жалуются, в армии это не принято. Подняли вопрос те, кто уволились.
В одном зале собрали всех заинтересованных лиц, пригласили даже военную прокуратуру.
– За два часа мы смогли обсудить то, о чем люди и ведомства писали друг другу несколько месяцев, – говорит Владимир Сидоров. – Московское руководство осознало проблему, крышу к зиме обещали отремонтировать. «ЖКХ-контроль» работает с людьми, у которых иссякла всякая надежда.
Конечно, решать проблемы ЖКХ в таком ручном режиме нельзя. Поэтому «ЖКХ-контроль», организация, у которой есть опыт и поддержка, инициировала поправки на уровне федерации в правила, по которым теперь работает вся страна.
ЗАПРЕДЕЛЬНЫЙ СЧЕТ МОЖНО ОСПОРИТЬ
И, конечно, общественная организация намерена заниматься просвещением. Впрочем, люди и сами хотят учиться, а потому «ЖКХ-контроль» будет подключаться к просветительскому проекту «Школа грамотного потребителя». Интерес к нему огромный. На полгода вперед распланировали семинары, которые будут проходить в районах края. Возможны даже целевые занятия.
– К нам обратились жильцы, которые получили в квитанциях суммы за горячую воду в 5 тысяч рублей, – продолжает Владимир Сидоров. – Оказывается, у общедомового прибора учета воды истек срок годности, а ресурсоснабжающая организация должным образом не предупредила об этом жильцов. А потому начисления стали делать не по данным прибора, а по нормативам. Суммы сразу выросли в разы.
Для инициативной группы, а это оказались люди почтенного возраста, и провели учебу. Пришли юристы, представители управляющих компаний, у которых был опыт решения подобной проблемы. Они объяснили, как действовать. Люди поняли, что сами смогут разобраться в ситуации.
Собственники провели общее собрание, составили несколько исковых заявлений в суд. Опять же, даже если у вас нет компьютера или вы не очень сильны в современных технологиях, это не помеха.
В помощь собственникам готовится к выпуску серия информационных брошюр, чтобы люди знали, как действовать в той или иной ситуации.
Простой пример. Во время подключения тепла в квартире прорвало трубу. И если это случится с людьми пожилого возраста, то именно они и окажутся в суде в качестве ответчиков. Соседи снизу, естественно, начнут предъявлять к ним претензии. На самом деле все эти конфликты могут быть решены в тот момент, когда случилось ЧП. Надо срочно звонить в управляющую компанию и помнить, что труба и радиаторы – общее имущество собственников многоквартирного дома, за которое они несут совместную ответственность.
Скоро заработает общественная приемная, куда можно позвонить и получить консультацию. В сложных случаях вас запишут на прием. Словом, «ЖКХ-контроль» выходит на связь со всеми. Общественная организация хочет научить людей защищать свои права. разбираться в жилищном законодательстве, каким бы сложным оно ни казалось. Расхожее мнение, что в сфере ЖКХ правды не добьешься, глубоко ошибочное.
ЕЛЕНА ИЩЕНКО