шеф_2

Соблюдение каких требований минимально необходимо для качественного управления жилым фондом со стороны собственников? Как зависит работоспособность закона от активности населения? Необходимо ли передавать все полномочия по управлению МКД жителям или лучше создать институт «народных комиссаров»? Ответы на эти и другие вопросы – в диалоге экспертов в сфере ЖКХ Светланы Разворотневой, члена Наблюдательного совета ГК – «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», члена Общественной палаты РФ, члена Общественного совета при Министерстве регионального развития России, и Евгения Астапчика, секретаря координационных советов по развитию ЖКХ НСО, члена совета НП «ЖКХ-Контроль. Новосибирск».

ЕА: Светлана Викторовна, сегодня активно идёт выстраивание отношений и развитие института общественного контроля. Как Вы полагаете, не окажется ли это очередной кампанейщиной, и действительно ли институт общественного контроля способен изменить ситуацию в такой области, как ЖКХ?

СР: Вопросы связанные с ЖКХ составляют более половины всех обращений в Общественную палату. Чтобы снизить напряженность в этой сфере в последние годы были предприняты значительные усилия со стороны федерального правительства и Государственной Думы. Однако, нужно честно признать, ситуация кардинально не улучшается. В Жилищный Кодекс внесены существенные изменения, которые наделяют собственника значительными правами и полномочиями по управлению МКД. Но хороший закон без активного участия населения не будет работать. Для качественного изменения ситуации необходимы активные люди, обладающие знаниями в этой отрасли, обладающие поддержкой и властных структур, и доверием людей. Если в каждом доме будет такой человек, то эффективность работы контролирующих органов будет значительно выше.

ЕА: Мы все прекрасно понимаем, что любая инициатива без полномочий обречена на угасание. Есть опасения, что общественный контроль может превратиться в поток бодрых докладов и реляций? А по сути ничего не изменится.

СР: Что касается полномочий, то в ЖК их более, чем достаточно. Ими грамотно не пользуются – вот в чём проблема. Государство решает вопрос правового поля. Сейчас ждём поправок в Жилищный и Гражданский кодексы. Они позволят НКО обращаться в суды от имени неопределенного круга лиц. На мой взгляд, общественные организации, уже работающие в сфере защиты прав граждан в сфере потребительских услуг, должны внести свой вклад и в улучшение ситуации в ЖКХ. НКО можно рассматривать как консультантов, которые способны оказать помощь собственнику, обучить его, помочь ему, например, в составлении документов. Полномочия есть. Есть масса примеров, например, в Тверской и Липецкой областях, где на существующем нормативном уровне достаточно эффективно работают различные организации. Многие регионы идут по пути принятия региональных нормативных актов. Достаточно распространено формирование общественных советов при ГЖИ. Но общественностью нельзя подменять государственные органы. Главная задача – это активная работа по консультированию населения через общественные приёмные.

ЕА: Тогда необходим высокий профессиональный и методический уровень подготовки общественных консультантов. Ведь информированности и подготовка граждан очень разная.

СР: Необходимо сформировать институт общественных управляющих. Это люди, которые входят в Советы домов и обладают достаточными правовыми и техническими знаниями, и навыками. Если мы не стандартизируем информацию, то каждый прочтёт закон по-своему и будет интерпретировать его в меру своей подготовки.

ЕА: В Новосибирске мы ведём обучение собственников и тех, кто с ними будет работать в Ресурсном центре ЖКХ и строительства. На единой материально-технической и методической базе. Это позволяет снять проблему понятийного непонимания. Общественный контроль – это общество грамотного собственника.

СР: Вы правы. Что касается сферы управления МКД, здесь стоит задача вырастить профессионалов. Для управления этим процессом создана соответствующая группа Госстроя, до 2014 года должны разработать стандарты обучения. В Фонде содействия реформированию ЖКХ создана рабочая группа по профессиональному образованию и просвещению. Ждём поправки в закон о Фонде.

Сейчас эта задача пока решается в региональных центрах «ЖКХ – Контроль». Их опыт собран и проанализирован.

Я сторонник некоторого ограничения прав собственников в управлении МКД. Управление – сложная высоко профессиональная работа. И некомпетентность собственников порой мешает специалистам качественно выполнять свои обязанности. Логичней оставить людям право собственности, но пусть управление МКД будет публичным обязательством муниципалитета. Грамотного собственника нужно обучать со школы. Нужна стандартизированная программа, которую можно будет внедрить во всех школах страны. С помощью «ЖКХ-Контроль» это можно сделать.

ЕА: Формирование системы общественного контроля – это формирование нового поколения собственников, которое будет способно адекватно принимать решения по содержанию своего имущества, независимо от социальной гомогенности проживания.

СР: Я согласна, люди действительно не всегда готовы принимать неудобные, но необходимые решения. Это касается, прежде всего, утверждения тарифов. Тарифная политика – одна из наиболее злободневных тем. С 2014 года начинается формирование Советов потребителей. 19 сентября 2013 была утверждена правительством концепция: Советы потребителей будут утверждать тарифные заявки регионов. Мы идёт определение пилотных регионов. Необходимо отработать процедуры арбитража и заказа независимой экспертизы тарифов. Это профессионально сложные вещи. Поэтому время недовольных людей, которые ни в чем не хотят разбираться, уже проходит.

Записал Николай Астахов

фото  Дениса Юферова

Tags:
Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account