Незначительный сбой в работе жилищно-коммунальных служб моментально становится социальной проблемой в жизни области, города, района или отдельного многоквартирного дома. Любая авария, связанная с подачей горячей или холодной воды ставит под угрозу жизнь и здоровье многих людей. Однако власти всех уровней упорно не желают признавать, что сфера ЖКХ – это основа для развития инфраструктуры каждого города, основа экономического и социального развития, основа политической стабильности.
6 ноября 2014 года в зале заседаний Общественной палаты Иркутской области состоялось организационное совещание с руководителями ТОСов г. Иркутска и организаторами Федерального проекта «Школы грамотного потребителя». Модератором совещания выступила руководитель Центра Общественного контроля «ЖКХ-контроль» в Иркутской области, член Общественной палаты Иркутской области Анна Дюкарова.
С обзорной информацией о проекте «Школа грамотного потребителя», о перспективах, направлениях и задачах проекта выступила Анна Дюкарова, которая рассказала, что с ноября 2014 года стартовал Федеральный проект ВПП «Единая Россия» – Школа грамотного потребителя, исполнителем которого назначено Министерство строительства и ЖКХ Российской Федерации. По такой же схеме построена работа школ грамотного потребителя в регионах страны, в том числе и в Иркутской области. Профильным министерством в Иркутской области является Министерство по жилищной политике и энергетике Иркутской области с координаторством Регионального отделения ВВП «Единая Россия». На сегодняшний день работа Школ грамотного потребителя открыта в двух городах Иркутской области: г. Иркутске и г. Ангарске.
Слушателями обучающихся краткосрочных курсов в первую очередь организаторы видят Председателей Советов многоквартирных домов. В планах по итогам прохождения обучения выдавать сертификат.
В конечном итоге из числа активных слушателей – пожелавших Председателей Советов МКД, организаторы намерены сформировать внештатный актив общественных жилищных инспекторов для проведения контрольной работы и мониторинга как в сфере ЖКХ, так и в предоставлении других платных услуг, работ населению.
Первый заместитель министра жилищной политики и энергетики Иркутской области Михаил Клинков считает, что Школа грамотного потребителя – это механизм взаимодействия между потребителями услуг ЖКХ и поставщиком, возможность собрать информацию от конечного потребителя услуг ЖКХ, донести до органов управления и других административных структур, а также возможность предупреждать и реагировать на все вызовы рынка, которые будут сформированы с помощью Школы грамотного потребителя. Министерство делает шаги в первую очередь для того, чтобы сделать более прозрачным механизм формирования политики в жилищно-коммунальной сфере (энергосбережения, тарифов и др.). Как считает Михаил Клинков, проект направлен на гражданина, который бы имел возможность не просто достучаться до органов, но и понимать весь механизм, предлагать пути решения.
Руководитель партийного проекта «Управдом», координатор «Школы грамотного потребителя» Сергей Астафьев представил для участников совещания концепцию развития Федерального проекта «Школа грамотного потребителя» и рассказал, что в рабочую группу по реализации проекта вошли Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области, региональная общественная организация «Жилищный контроль», Центр общественного контроля «ЖКХ-контроль» в Иркутской области, ООО «Иркутскэнергосбыт», Министерство образования Иркутской области. Также Сергей Астафьев предложил идею разработки дистанционной программы обучения.
Эксперт Общественной палаты Иркутской области Сергей Вахонин сообщил, что в процессе лекций он будет освещать тарифы ЖКХ, в том числе на капитальный ремонт в многоквартирных домах. Большинство потребителей согласны с тем, что необходимо ремонтировать свое жилье и очень важно, чтобы ремонт был проведен, но важно и то, чтобы после завершения капитального ремонта дом отвечал всем требованиям безопасности, энергетической эффективности. Собственники должны понимать, что после этого ремонта плата за коммунальные услуги станет значительно меньше. Большинство населения до сих пор не знает, какие дома будут отремонтированы. Необходимо рассказать населению о том, какие дома включены в эту программу, заблаговременно, как говорит законодательство, предупредить собственников, которые должны подписать договоры на капремонт и т.д.
Новые квитанции за капитальный ремонт уже приходят большинству жителей Иркутской области. Многие обеспокоены этим фактом, что свидетельствует о недостаточном информировании населения о том, что такое «капитальный ремонт» и для чего эти квитанции предназначены – это очевидные недоработки. Сергей Вахонин подчеркнул, что главная фигура – это собственник и в данных вопросах ни в коем случае нельзя обходить его стороной.
Медиатор Иркутского Центра медиации Анастасия Кровушкина в своем выступлении об альтернативных способах разрешения споров в сфере жилищно-коммунального комплекса. Сфера ЖКХ является достаточно конфликтной, о чем свидетельствует обзор судебной практики. В настоящее время порядка 40% дел, которые рассматриваются судами общей юрисдикции, арбитражными судами, касаются вопросов ЖКХ. Все конфликты сферы ЖКХ деляются на три группы: внутридомовые конфликты (конфликты, возникающие между жильцами); споры, возникающие между жителями, их объединениями, государственными структурами; споры между жителями, их объединениями и управляющими компаниями. В настоящий период времени наиболее распространенным способом разрешения конфликтов в сфере ЖКХ является обращение к должностным лицам, вышестоящим структурам, органам государственной власти, напрямую в суд. С 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», но, к сожалению, процедура медиации не получила должного распространения.
Школа грамотного потребителя призвана повысить уровень знаний собственников и нанимателей жилья. Любой желающий сможет освоить азы жилищного законодательства, узнать, как действовать в той или иной ситуации, как защитить свои права. Проект рассчитан на широкую аудиторию жителей, массовое жилищное просвещение, ленивых и активных потребителей, желающих научиться быть грамотным заказчиком жилищных и коммунальных услуг, говорить с управляющими и ресурсоснабжающими организациями на одном языке.