31 мая эксперт НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева выступила на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера на тему «Вопросы обеспечения доступа специальных транспортных средств, в том числе пожарной техники во дворы многоквартирных и частных жилых домов».

Заседание прошло под председательством первого заместителя председателя Комитета Андрея Шевченко.

В своем докладе Светлана Разворотнева отметила: Доступ во дворы специальных транспортных средств (машин пожарной службы и скорой помощи) осложняется неурегулированным дворовым парковочным пространством и острой нехваткой парковочных мест по дворах мегаполисов.

Эту проблему можно было бы начать решать установкой шлагбаумов, но эта сфера также находится вне правового статуса: отсутствуют стандарты установки и обслуживания шлагбаумов, а также допуска спецтехники во дворы, порядка оплаты этого сервиса. Все это порождает противоречивую практику в различных субъектах.

Наши опросы показали следующие препятствия в установке шлагбаумов:

  • Сложность проведения общих собраний собственников для принятия такого решения.
  • Необходимость дополнительно оплачивать содержание шлагбаума, принимать специальные решения о включении этой платы в существующую платежку.
  • По итогам мониторинга обращений граждан Центр защиты плав Москвичей, например, основной проблемой назвали ограничение свободного доступа на дворовые территории и территории общего пользования, где установлен шлагбаум. Уполномоченные лица зачастую отказывают жителям по причине неуплаты сборов на содержание шлагбаумов, не собственникам помещений и т.д.

При чем наиболее остро по мнению Разворотневой стоит проблема с ограничением доступа во дворы именно в столице. Городские власти приняли ряд системных решений, направленных на упорядочение и стимулирования этого процесса.

  • Принято законодательство, определяющее правовой статус ограждающих устройств, условий их установки, ключевым из которых как раз является обеспечение на территорию двора специальной техники. Урегулируется также процедура принятия решений собственниками нескольких домов одновременно (ПП Москвы 428 от 02.07.2013 «О порядке установки ограждений на придомовых территориях г.Москвы», ПП Москвы 632 от 30.09.2015 № «О проведении эксперимента по софинансированию Правительством Москвы установки ограждающих устройств…»).
  • Разработана уникальная система доступа во дворы специальной техники через заключение для каждого дома единого договора на диспетчеризацию шлагбаума. Решение о заключении такого договора является обязательной частью решения общего собрания.
  • Осуществляется компенсация собственникам затрат на установку шлагбаума.

Однако, несмотря на принятые меры, процесс установки запирающих устройств в г.Москве продолжает оставаться проблемным. И связано это  с особенностями межевания дворовой территории,  при которых на территории двора могут располагаться как земельные участки, являющиеся общедомовым имуществом, так и участки, принадлежащие городу…

Для решения проблемы эксперт предлагает в краткосрочной перспективе: Внести изменения в КОАП, установив административную ответственность на физических лиц за ограничение свободного доступа на дворовую территорию либо территорию общего пользования, а также определить уполномоченных лиц на составление протоколов с последующим наложением штрафных санкций

В долгосрочной перспективе необходимо начать системную работу по созданию и развитию городских парковочных пространств в крупных городах. Парковочные места должны стать составной частью генплана города.

Для этого нужно:

  • Ввести обязательные стандарты развития застроенных территорий (в том числе, в соответствии со «Стандартом комплексного развития территорий», разработанных АО «ДОМ.РФ» и ООО «КБ Стрелка») вводящие обязательные нормы обеспечения жилой застройки парковочными местами.
  • В контрактах по развитию земельных территорий предусмотреть обязательное создание новых парковочных мест для реализации указанных стандартов.
  • Рекомендовать органам местного самоуправления Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя сформировать программы развития парковочного пространства, направленные на создание упорядоченных мест для парковки как внутри дворовых территорий, так и за ее пределами.
  • С целью разгрузки дворового пространства реализовать программы по строительству многоуровневых паркингов на основе частно-государственного партнерства (это даст дополнительные дешевые парковочные места).
  • Ввести в Градостроительный и Жилищный кодексы РФ статус шлагбаума. В том числе определить возможность установки устройств для ограничения доступа на территории, не являющихся исключительно общедомовым имуществом, но являющихся, в соответствии с документами территориального планирования, генеральными планами «парковочным пространством»
  • Внести изменения в п. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ, предусмотрев отражение в генеральных планах поселений и городских округов парковочных пространств.
  • Установку шлагбаумов согласовывать на публичных слушаниях (по Градостроительному кодексу), а не на общих собраниях собственников. Или (как вариант) предусмотреть в «Жилищном кодексе» особый порядок проведения общих собраний для установки шлагбаумов с возможностью одновременного проведения ОСС для нескольких домов, отказ от установки шлагбаумов, предусмотренных генпланом – по аналогии с выходом из программ реновации для представителей МКД).
  • Содержание и обслуживание шлагбаумов возложить на органы местного самоуправления.

Пресс-служба НП «ЖКХ Контроль»

Tags:
Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account