Федеральный Закон

                                                                                                                                  №193-ФЗ от 27.07.2010г.

                                                                                                                                                                                                                        «Об альтернативной процедуре

                                                                                                                                                     урегулирования споров с участием

                                                                                                                                                        посредника (процедуре медиации)»

                                                                                                                                                          введен в действие с 01.01.2011 года

Сегодня медиация в России является доступным способом разрешения споров, а любой человек, желающий разрешить спор не в суде, а с помощью процедуры медиации, может воспользоваться услугами медиатора. Для этого ему нужно обратиться в организацию, обеспечивающую организациюи проведение процедур медиации, где ему будет предоставлена возможность выбрать медиатора. В России существует Национальная Организация медиаторов, объединяющая провайдеров медиации и индивидуальных медиаторов (http://npnom.ru). В нашем регионе (Иркутская область) АНО (Автономная некоммерческая организация) «Иркутский межрегиональный Центр образовательных и медиационных технологий» с которой мы имеем соглашение о сотрудничестве по созданию условий для реализации прав граждан юридических лиц Иркутской области на разрешение споров с участием посредника (медиации) с неограниченным сроком действия.

За рубежом крупные компании уже давно практикуют создание так называемой внутренней службы медиации, формируя свой штат медиаторов для разрешения как внутри-корпоративных, так и «внешних» споров. Подобная практика сейчас начинает применяться и в отечественном бизнесе. Однако, помимо этого, в тех сферах деятельности, где вероятность конфликтов достаточно высока (а это практически все области деятельности, где происходит взаимодействие с клиентами, заказчиками, покупателями и т.п.) в подготовку персонала внедряется обучение медиативному подходу (метод, разработанный АНО «Центр медиации и права»). Этот метод позволяет разрешать и предотвращать споры и конфликты, что называется, «в реальном времени», не доводя их до эскалации. Это, безусловно, экономит не только время и нервы, но и финансовые ресурсы. И все-таки услуги внутри-корпоративного медиатора можно применять далеко не во всех случаях – ведь важнейшая характеристика профессиональной деятельности медиатора это его беспристрастность, незаинтересованность, нейтральность. Эти качества могут быть поставлены под сомнение его корпоративной принадлежностью. Вот почему в ряде случаев для разрешения спора неизбежно приходится обращаться к «внешнему» медиатору, и здесь механизм его поиска такой же, как в случае обращения к медиатору частного лица. И точно так же компании или организации, не имеющие своей службы медиации, могут обращаться к провайдерам медиативных услуг.

Все эти механизмы сегодня уже существуют в России, и их востребованность напрямую зависит от популярности института медиации, от успешности преодоления стереотипов, мешающих использовать этот метод разрешения спора. В судебной практике имеют место положительные примеры судебных разбирательств, завершившихся примирением сторон в результате кропотливой работы медиаторов.

Одной из наиболее конфликтных сфер была и остается ЖКХ. Судебные тяжбы здесь – дело привычное. И это вполне объяснимо. В ЖКХ главным участником является потребитель (физическое лицо), нуждающийся не только в жилье, но и в таких продуктах цивилизации, как свет, тепло, газ и регулярная чистая вода, которому противопоставлена организация – юридическое лицо, что неизбежно сопряжено с большим количеством разногласий и конфликтов.        Для экономической политики очень важно разрешать споры без излишнего ущерба имущественным интересам сторон, в частности без доведения предприятия до неплатежеспособности, банкротства. Судебные разбирательства – это тяжелая артиллерия. Внедрять досудебное урегулирование спора с участием посредников (медиатора) необходимо в целях сокращения нагрузки на судей и, как следствие, повышения качества правосудия. Суды сейчас очень перегружены – ежегодно рассматривается около 25 млн. дел. Поэтому следует широко использовать примирительные процедуры, чтобы и людям помогать, и суды разгрузить.

Ежегодно в конфликтных ситуациях по различным вопросам ЖКХ оказываются миллионы наших соотечественников. В связи с этим идет поиск альтернативных способов урегулирования конфликтов, без обращения в судебные инстанции, когда это возможно. К таким способам на сегодняшний день причисляется процедура медиации.

Медиация  – это альтернативный метод разрешения спора при участии нейтральной незаинтересованной стороны, медиатора (посредника). Участвующие в конфликте, самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению, опираясь на опыт, знания и умение медиатора. Разрешение спора полностью зависит от воли самих спорящих. Основные принципы процедуры Медиации:

  • Добровольность участия в процедуре медиация;
  • Конфиденциальность;
  • Равноправие сторон;
  • Беспристрастность (нейтральность) медиаторов;
  • Принцип сотрудничества;
  • Открытость;
  • Взаимоуважение;
  • Ответственность;

Как во всяком новом деле данная процедура имеет и преимущества, и недостатки. К преимуществам относятся следующие обстоятельства:

  • Медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора.
  • При ее проведении обстановка, организация, регламент и содержание процесса могут быть определены индивидуально.
  • Медиация ориентирована не столько на конфликт (выяснение кто прав, кто виноват) или на выигрыш, сколько на конструктивный поиск решений.
  • В плане временных затрат медиация может быть легко подстроена под потребности участников и может учитывать эмоциональные и личные аспекты спора.
  • Сфера частных интересов участников полностью защищена, поскольку процесс медиации это конфиденциальный процесс.
  • При разрешении спора с помощью медиации достигнутые договоренности, как правило, более долговечны и отвечают реальному положению вещей, что не только  способствует претворению их в жизнь, но и делает их существование обоюдно приемлемым и естественным шагом.

Одновременно с несомненными достоинствами медиации (комфортные условия, технология переговоров, лояльность посредника) можно выделить и ряд негативных моментов.

Так, существует мнение, что, во-первых, ограничение споров, в отношении которых применение медиации возможно, только делами, возникающими из гражданских, семейных, трудовых, экономических отношений, что, якобы, автоматически исключает жилищные, земельные, административные, публично-правовые и другие виды конфликтов. В действительности эта практика расширяется и по другим направлением. Сегодня пока еще достаточно рано дифференцировать области, в которых медиация наиболее востребована. Важно, что этот институт получает поддержку со стороны не только судебной, но и других ветвей власти.

Во-вторых, наряду с закреплением принципа конфиденциальности процедуры проведения медиации и запретом медиатору без согласия сторон разглашать сведения, относящиеся к процедуре (ст. 5, 6 ФЗ), не предусмотрена ответственность и конкретные санкции к медиатору за раскрытие полученной информации.

В-третьих, порядок исполнения медиативного соглашения связан с добросовестностью сторон и является добровольным, а само соглашение – гражданско-правовой сделкой, что исключает принудительность его исполнения и ответственность участников за исключением тех случаев, когда медиативное соглашение положено в основу мирового соглашения.         Иначе говоря, это обычный гражданско-правовой договор, неисполнение которого расценивается как неисполнение обязательств по договору  и требует обращения к принудительным механизмам (суду).

В-четвертых, на первый взгляд медиативная оговорка– это оговорка вноситься в договорных отношениях во всех сферах деятельности . Например в отношениях бизнеса, при управление многоквартирными домами  и т.д. Устанавливает обязанность сторон исчерпать процедуру медиации и только после этого дает возможность сторон обратиться в суд. Однако закон одновременно с установлением в отношении процедуры медиации императивной (условной) подведомственности допускает возможность игнорирования процедуры медиации, в случае если одной из сторон необходимо, по ее мнению, защищать свои права (ст. 4 ФЗ). Такое условие автоматически нивелирует обязательную силу соглашения о проведении процедуры медиации.

Указанные недостатки процедуры медиации позволяют сформулировать предложения, способные повысить эффективность и усовершенствовать модель примирительных процедур в РФ.

  1. На законодательном уровне закрепить категории дел, по которым исчерпание процедуры медиации является обязательным (например, споры о расторжении брака, разделе имущества супругов, иные семейные споры; о восстановлении на работу; признании перевода незаконным; споры в системе ЖКХ и др.)
  2. Ввести ответственность и конкретные санкции в отношении медиаторов за разглашение информации, ставшей известной в ходе проведения процедуры медиации.
  3. Придать медиативному соглашению силу не просто гражданско-правовой сделки, а силу итогового акта, подлежащего принудительному исполнению посредством закрепления в АПК РФ и ГПК РФ отдельного производства о признании и приведении в исполнение медиативного соглашения (по аналогии с производством по делам о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского судьи).
  4. С целью стимуляции и мотивации сторон к исполнению примирительной процедуры (медиации) после передачи спора на рассмотрение в суд решить на законодательном уровне вопрос об освобождении сторонот судебных расходов в связи с обращением и проведением процедуры медиации.

Реализация указанных мер позволит сторонам активнее при возникновении споров обращаться к альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации). Прежде всего, необходимо преодолеть инерцию общественного сознания. Хотя существующая на сегодняшний день правовая база не препятствует применению медиации.

Прошло четыре года с момента вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010г. №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)» и внесения сопутствующих ему поправок в отдельные законодательные акты РФ. Можно смело говорить о том, что интерес к медиации растет. Постоянно появляются организации, предлагающие услуги в сфере медиации. Однако количество самих споров, урегулированных с помощью медиации, остается на стабильно низком уровне. Поэтому, чтобы механизм «заработал», необходимо создать условия, инфраструктуру в виде подведомственных организаций, центров и т.п. департаментов, отделов и т.п. жилищно-коммунального хозяйства, как это организовано, например, в г. Москве, где создан Центр внесудебного урегулирования конфликтов (медиации) при ГБУ «МАЦ», который является подведомственной организацией Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москва, основными задачами которого определены, например:

  • Функционирование механизмов медиации при разрешении спорных вопросов и конфликтных ситуаций в сфере ЖКХ;
  • Создание условий для функционирования механизмов медиации при разрешении спорных вопросов и конфликтных ситуаций в сфере ЖКХ, в том числе проведение широкомасштабной информационной компании;
  • Снижение количества судебных процессов в сфере ЖКХ за счет активного применения процедуры медиации.

Для выполнения вышеуказанных задач и для удобства жителей, в каждом округе создано по медиативному центру, куда заинтересованные, конфликтующие стороны могут обратиться за консультацией и проведением процедуры досудебного урегулирования конфликтов (медиации).

Одновременно с этим стоит определиться с тем, какие основные виды конфликтных ситуаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства могут рассматриваться с привлечением медиации. Прежде всего, это споры собственников помещений и управляющих компаний в процессе управления многоквартирным домом, затем – это, несомненно, споры, возникающие в результате оказания жилищно-коммунальных и прочих услуг, и, наконец, имущественные споры.

Медиация за счет своей универсальности, гибкости, неформализованности процедуры, независимости и нейтральности медиатора, который помогает сторонам урегулировать спор, позволяет сторонам спора самостоятельно найти и выработать договоренности, удовлетворяющие именно их потребностям, отражающие их собственные интересы. Что же нужно делать, чтобы медиация стала распространенным способом урегулирования споров?

Ключевую роль сегодня играет информационно-просветительская деятельность. Причем необходимо просвещение как широких слоев населения, так и юридического сообщества как провайдера юридических услуг. Нужно, чтобы юристы предлагали максимально широкий спектр способов урегулирования возникающих конфликтов, помогая на основе информированности сделать выбор, отвечающий интересам клиента.

Опыт показывает, что развитие медиации по мере ее большей востребованности происходит в геометрической прогрессии. Стороны, хотя бы раз участвовавшие в процедуре медиации, в будущем при возникновении конфликтов, споров обращаются в первую очередь, именно к этому способу урегулирования. И хочется надеяться, что мы уже близки к моменту, когда развитие медиации в России начнет происходить более и более интенсивно.

Одним из пунктов принятой итоговой Резолюции Пленарного заседания участников Конгресса потребителей России (29 февраля 2012 года организованный Объединением потребителей России и Общероссийским народным Фронтом) принято и одобрено: «организовать Всероссийскую коллегию посредников для проведения примирительного урегулирования споров (процедуры медиации) между потребителями и другими участниками потребительского рынка», которая станет декларацией Потребительского движения.

А.И. Дюкарова

– Руководитель Организации

– Член Общественной Палаты Иркутской области

– профессиональный медиатор

Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account