В краевых средствах массовой информации уже мелькали сообщения о том, что в Чите проходил очередной Гражданский форум «Забайкальцы – Забайкалью». Об информативном и аналитическом содержании этих публикаций можно спорить, но факт был зафиксирован – жители края достаточно живо откликнулись на призыв общественных организаций и собрались на обсуждения наиболее актуальных для нашего региона проблем. Работа развернулась на шестнадцати дискуссионных площадках. Одна из них, уже традиционно была посвящена проблемам ЖКХ – «Развитие гражданской инициативы в сфере управления собственниками многоквартирных домов. Советы многоквартирных домов». Проще говоря, на ней речь шла о том, насколько разумно мы распоряжаемся своим имуществом, своим богатством. Несмотря на то, что программа нынешних обсуждений была сокращена вдвое против предыдущих, заявлена она была очень достойно. Судить об этом можно было по тому, что для диалога, среди прочих участников, были приглашены представители трёх крупнейших в регионе управляющих компаний «РИЦ», «Регион» и «Лидер». Плюс к этому, за ходом работы на площадке с большим вниманием следил, специально приехавший для этого в наш регион, Игорь Леонидович Шпектор, председатель комиссии по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Общественной палаты Забайкальского края. Именно его выступление, по существу, и задало тон всему собранию.

Эмоциональность выступления Игоря Леонидовича –  вот что в первую очередь стоит отметить: его недоумение от того, что гражданский форум превратился, по сути, в трибуну администрации края, чиновников, а не представителей общественности было встречено громким хлопаньем в ладоши. Этим, пожалуй, ценность присутствия представителя Общественной палаты РФ на форуме и ограничилась. К сожалению, Игорь Леонидович, никакой новой информации участникам собрания не представил и никаких разъяснений по текущим делам и проблемам ЖКХ региона им дано не было. Всё свелось к тому, что общественник Шпектор обещал выслушать всех желающих, посмотреть всё самое неприглядное в городе, что ему сумеют показать и сделать свои выводы, которыми он поделится с забайкальцами когда-нибудь потом. Справедливости ради надо сказать, что Игорь Шпектор кое-кого успел выслушать и по отдельным адресам все-таки проехал. Что он сумел увидеть в сумерках того же вечера 15 октября – сказать сложно, но вот то, что в порядок обсуждений он внёс некоторую сумятицу – это точно. Тем не менее, желающим почерпнуть что-либо полезное из работы площадки, такая возможность была предоставлена, несмотря ни на какие сбои.

Показательно в этом отношении выступление председателя Совета дома по улице Гагарина, 16 Раисы Самойловой. Именно её рассказ о том, как жильцы дома могут заставить управляющую компанию устранить свои огрехи, имеет свою неоспоримую ценность. Опыт работы Раисы Дмитриевны, её коллег вполне применим для решения совершенно конкретных задач. Так, благодаря усилиям актива дома, поддержке большинства жильцов, людям удалось добиться того, чтобы их двор, разбитый после проведения каких-то давних землеустроительных работ, был наконец-то заасфальтирован и приведен в надлежащий вид. Кроме этого, Совет дома активно ищет и находит возможность вести контроль над собираемыми средствами, их экономией и расходованием. Инициативная группа долго разбиралась с тем, каким образом управляющая компания ведет подомовой учёт поступающих денег. В ходе разбирательств всплывали факты, диаметрально противоположные своему значению – то дом оказывался в миллионных долгах, то имел на своём счёте даже какую-то прибыль. Хождения по кабинетам контролирующих органов, по кабинетам краевой власти, визиты в прокуратуру, разбирательства с руководством управляющей компании в конечном итоге дали свои положительные результаты.

Обязательное условие в наведении общего порядка –  в доме чётко распределены обязанности между старшими по подъездам, и, собственно говоря, во многом благодаря именно этому, жильцы дома объединены в спаянный коллектив: своими недоумениями любой из них может поделиться с членами Совета дома, выяснить тонкости в толковании тех или иных положений Жилищного кодекса, решить некоторые юридические казусы сопоставимые, естественно, с компетенцией активистов. Надо ли говорить о том, что такой опыт требует своего распространения? Разумеется, до полного разрешения абсолютно всех проблем ещё далеко, но, во всяком случае, жильцы дома по Гагарина, 16, по словам Раисы Дмитриевны, уже имеют представление о том, с какого бока подойти к тому или иному спорному вопросу.

Ещё одна иллюстрация из жизни собравшимся была предоставлена Татьяной Ликиной, она также является председателем Совета дома, но уже по другому адресу – Кочеткова, 6. Однако её рассказ о положении дел в доме имеет, скорее, печальную тональность. Дом 1976 года, 8 подъездов, 129 квартир. Подавляюще большинство жильцов – пенсионеры. А это значит, что в силу объективных причин им очень сложно решать возникающие у них проблемы. Капитальный ремонт в доме не проводился со времён его постройки. По плану капремонт должен проводиться в доме в 2022-м году. Попытки Совета дома инициировать ремонт по 185-му ФЗ провалились – в краевом министерстве территориального развития в приёме заявки было отказано ввиду низкой активности жильцов и плохой платежеспособности. Точно такая же участь постигла стремление жильцов заменить водоподогревательный котёл, который комиссией в составе представителей администрации Центрального района, Комитета ЖКХ, МРСК «Сибирь», ТГК-14 был признан, как выработавший свой ресурс. Замену его комиссия предложила произвести самим жильца за свои средства, которых практически нет. Но надежда и у этих людей всё же умирает последней. Совет дома обратился в Фонд капитального ремонта с просьбой оценить состояние отопительной системы и дать свои рекомендации, как спасти жильцов от неминуемой аварии, досрочно проведя капитальный ремонт. Ответ был дан немного другой, что у предыдущей комиссии: замены требует вся внутридомовая отопительная система, но никак не котёл. Выход – воспользоваться средствами, накопленными на счёте дома. При проверке оказалось, что жильцы на момент оценки (апрель 2015 года) сумели собрать всего 176 тысяч рублей, тогда как только котёл, который всё-таки необходимо заменить, стоит 536 тысяч.На проведённом с грехом пополам общем собрании решили, что каждая квартира должна внести на счёт дома по 4.500 рублей. Сумма очень серьёзная, но она подкреплена подсчётами: реально платить могут только жильцы 80-ти квартир и то – в рассрочку. Жильцы тридцатидвух квартир как не платили, так и не будут платить ввиду своего финансового положения, а по большому счёту просто из-за такой своей сознательности. Часть других жилых помещений принадлежит муниципалитету, значит, на их взносы рассчитывать не приходится, владельцев же оставшейся части квартир найти невозможно. Сегодня в разрешении проблем забрезжил слабый просвет: совместно с юридической службой фонда капремонта решено сменить собственника счёта накоплений. Идёт процесс переоформления документов, составление ходатайств о финансовой помощи. Но это не единственная проблема, требующая своего разрешения. При попытках ввести контроль над собираемостью оплаты за коммунальные услуги, члены Совета дома установили общедомовой прибор учёта, параллельно выяснив, что в 74-х квартирах такого оборудования нет, а в этих квартирах проживает 60 «лишних» человек. Отсюда и перерасход коммунальных ресурсов, и задолженность за их потребление, которая на 1-е октября составила 264 тысячи рублей.  Кроме этого, Татьяна Михайловна с горечью говорит об отношении жильцов к общедомовому имуществу в целом: на дворовой территории была оборудована детская площадка. Однако беседки, качели, лавки простояли недолго – всё было сломано в считанные недели.

Невысказанное резюме к этому выступлению можно сформулировать так: жильцы этого, да и целого ряда других МКД остро нуждаются в действенных практических рекомендациях от других более успешных в этом плане Советов домов. Характер таких рекомендаций может быть разным: они могут разъяснять, как бороться с неплательщиками, как выявлять и наказывать владельцев «резиновых» квартир, как грамотно оценивать работоспособность внутридомовых коммуникаций, как контролировать собранные средства, как юридически грамотно составлять свои претензии и общаться с ресурсоснабжающими организациями, контролирующими органами, управляющими компаниями. И учитывая состав аудитории, общие задачи Гражданского форума, все эти вопросы, и это, очевидно, были заданы по адресу.

И, кстати сказать, часть ответов на них прозвучала в выступлении председателя Совета многоквартирного дома по ул. Новобульварной, 96 Василия Дереша. Именно он рассказал о том, как Совет дома сумел организовать взаимодействие жильцов дома со своей управляющей компанией в упорядочении оплаты и учёта средств за услуги ЖКХ. В общих чертах обрисовав предпринятые усилия, Василий Григорьевич выразил готовность детально поделиться своим опытом со всеми заинтересовавшимися собственниками жилья и активом МКД. А то, что такой опыт полезен, говорит очевидный факт: сборы коммунальных платежей в доме стопроцентные, долгов нет.

Своеобразным продолжением пропаганды жилищного ликбеза послужили два последующих выступления. Живейший интерес у собравшихся вызвали выступления руководителя Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Забайкальского края Игоря Орлова и инспектора этого же Центра Надежды Рыбаковой. Тема первого сообщения была обозначена так: «Формирование «Школы грамотного потребителя», во втором был представлен отчёт о практической деятельности ЦОКа. Достаточно подробно было рассказано о том, какие усилия предпринимают активисты для организации образовательных мероприятий, где, когда и на какие темы они выступали перед жителями. Фотоматериалами и текстовым сопровождением было подтверждено и наглядно показано, в каких районах и с какими результатами побывали общественные инспекторы, и какие дальнейшие усилия будут предприняты в контроле над взятыми под их опёку объектами. А необходимость дальнейшего контроля в этом деле очевидна, поскольку проверялся ход реализации программы по переселению людей из ветхого и аварийного жилья, проверялось качество строительных работ, сроки их выполнения претензии, замечания и предложения переселенцев. Обоими докладчиками отмечалось, что ЦОК открыт к любому диалогу со всеми собственниками жилья и нуждающимися в квалифицированных консультациях и правовой поддержке. Собравшимся в очередной раз напомнили, что практически все важные документы, так или иначе затрагивающие толкование реформ ЖКХ размещены в свободном доступе на сайте «Портал ЖКХ Забайкальского края» (жкх-чита.рф).

Определённую информационную ценность несли в себе выступления представителей Читинского отделения ПАО «Сбербанк» и ОАО «Читаэнергосбыт». Суть этих сообщений сводилась к перечислению тех услуг, которые эти серьезные структуры готовы или в состоянии, предоставить всем желающим, в зависимости от требований своих настоящих и потенциальных клиентов. Что же касается выступлений других участников дискуссионной площадки – представителей «РИЦ» и «Лидер» – то их не было: руководители этих организаций своих делегатов на форум не прислали…

Разумеется, что с последним выступлением работа Форума не закончилась. Сейчас полным ходом идёт обработка предложенных анкет, обобщаются, оцениваются и формулируются предложения его участников, намечаются планы предстоящих мероприятий. Труд кропотливый ответственный, результаты анализа будут выложены на Портал ЖКХ Забайкальского края (www.жкх-чита.рф).

     Алексей Романов – Портал ЖКХ Забайкальского края.

Комментарий Портала ЖКХ Забайкальского края.

Любое мероприятие получит более точную и справедливую оценку, если посмотреть на него со стороны. Верно такое утверждение и в отношении работы собрания, посвященного проблемам ЖКХ. В нашем случае, наверное, стоит прислушаться к суждениям, услышанным, так сказать, в кулуарах этой дискуссионной площадки. Его высказывали люди, побывавшие на обсуждениях других тем Форума. Так вот, они отмечают, что там в большинстве своём вся информация по тематическим выступлениям носила, скорее, презентационный, теоретический и рекомендательный характер и готовилась организаторами, в основном, на «кабинетном» материале. Аудитория же, состоящая преимущественно из очень молодых людей, выступала как зрительская: спокойствие, тишина и редкие еле слышные перешёптывания.Совсем по-другому выглядели те, кто старался вникнуть в проблемы ЖКХ и найти пути и возможности в их решении. Практически все присутствующие были людьми зрелого возраста. У многих из них были папки с документами, многие вели записи в блокноты, немало было и тех, кто пытался дополнить заявленный список предложенных к обсуждению вопросов, причём любой из них имел жизненную основу. Чувствовалось, что люди готовились к встрече, что настроены на серьезный разговор. Они живо включались в обсуждения, и это по-хорошему отличало их от участников дискуссий на иных площадках. Чуть подпортило впечатление другое. Это – атмосфера в зале: выкрики с мест, плохо сформулированные предложения, слабо понимаемые требования и высказывания, их излишняя эмоциональность. Конечно, большой беды в этом нет, но то, что такое поведение участником заметно затрудняло работу площадки и неоправданно затягивало, и тратило время – очевидно. Если бы диалог велся более сдержанно и дисциплинировано, работа была бы продуктивней, а количество рассмотренных вопросов было бы больше. Но, повторимся, – это взгляд со стороны. И пища к размышлению.

 

Tags:
Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account