Проблема неверного начисления платы за жилищно-коммунальные услуги существует уже давно. Кардинальные изменения в законодательстве в сфере ЖКХ за последние годы породили ещё больше вопросов у потребителей, чем возникали раньше.
К ним можно отнести и закон об энергоэффективности, в части оборудования домов и квартир приборами учета, и изменение в порядке начисления размера платы за коммунальные услуги, введенные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, которые уже были изменены несколько раз с момента вступления в силу этого постановления.
Появление дополнительной платы за коммунальные услуги, предоставленных на общедомовые, нужды вызывает и на сегодняшний день очень много вопросов, многие действительно не понимают, откуда берутся такие объемы потребления на холодное, горячее водоснабжение, электроснабжение и отопление, ведь до вступления в силу этого постановления этих объемом просто не было.
Введение в эксплуатацию общедомовых приборов учета, а также расчет размера платы, когда прибор вдруг выводится из строя, непонятная ситуация с индивидуальными приборами учета на отопление, установка, которых вообще потеряла смысл, если не все квартиры будут ими оборудованы, да и много ещё чего.
До установки общедомовых приборов учета все было просто – оплачивали по утвержденному нормативу или по показаниям индивидуального счетчика по установленному тарифу, все было просто и понятно, а сейчас простому потребителю очень сложно разобраться, насколько правильно произведен расчет той или иной коммунальной услуги.
Нельзя ни сказать, что некоторые исполнители коммунальных услуг пользуются сложностью понимания методик начисления, и рассчитывают коммунальные услуги неверно. Зачастую, когда суммы в счет-квитанциях становятся действительно «заоблачными» некоторые потребители начинают разбираться самостоятельно или с привлечением надзорных органов, которые выявляют ошибки и нарушения в начислении платы.
Но вот за то, что начисления были произведены неверно, никакую ответственность исполнители коммунальных услуг не несут и на сегодняшний день, единственное, что может сделать надзорный орган – это принудить произвести перерасчет размера платы, выдав предписание или представление на устранение нарушений.
Никакого наказания исполнители за это не получают, что позволяет им не достаточно добросовестно производить начисления в дальнейшем без последствий. Хотя число обращений в надзорные органы в части расчета размера платы за коммунальные услуги существенно возросло за последние годы.
Согласно информации, размещенной на сайте Минстроя России, 9 июня 2015 года Государственной Думой РФ приняты поправки в Жилищный кодекс РФ, которые предусматривают штрафы управляющим компаниям в пользу потребителей за некачественное предоставление услуг и за неверные квитанции.
Ответственность управляющих компаний перед потребителями решили ещё ужесточить, хотя трудно сейчас сказать, как это будет выглядеть на практике, какая процедура будет пройдена для выявления суммы к оплате, а также порядок её выплаты.
Также согласно законопроекту Минстроя России, которым вносятся изменения в Жилищный кодекс РФ, плата за общедомовые нужды теперь будет входить в плату за жилищные услуги – в размере, ограниченном нормативом, который будут устанавливать субъекты федерации.
Насколько это решит проблему с начислением платы за коммунальные услуги, предоставленных на общедомовые нужды, определить сложно, ведь по логике тогда плата за жилищные услуги увеличится, за счет каких средств управляющие компании будут оплачивать эти услуги, а расчет, если объемы общедомовых нужд по дому меньше установленного норматива, также нужно будет производить, по какой методике?
Пока на сегодняшний день очень много вопросов в части порядка начисления платы, в том числе и по грядущим изменениям, но будем надеяться, что они больше принесут пользу, чем нанесут вред.