В связи с годовщиной введения лицензирования управляющих организаций эксперты НП «ЖКХ Контроль» проанализировали жалобы граждан на их работу
1 мая 2016 года исполнился год с начала полномасштабного действия закона о лицензировании.
Справочно. Институт лицензирования деятельности по управлению МКД был введен Федеральным законом № 255 от 21.07.2014 «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ». Для получения лицензии руководители управляющих организаций должны были сдать квалификационный экзамен. Решение о выдаче лицензий принималось лицензионными комиссиями на основании соблюдения ряда требований, в том числе – требований о раскрытии информации, предусмотренной Постановлением Правительства № 731. По данным Министерства строительства и ЖКХ РФ процедуру лицензирования не прошли 13 % действующих управляющих компаний.
После 1 мая 2015 управлять многоквартирными домами получили право только управляющие компании, получившие лицензию.
Насколько изменилась ситуация на рынке управления многоквартирного жилья? Ответить на этот вопрос помогает анализ обращений в общественные приемные «ЖКХ Контроль».
За период: 2015 год и I квартал 2016 года в общественные приемные центров общественного контроля, работающие в 75 субъектах РФ, поступило 6486 обращений по вопросам управления многоквартирными домами. Это примерно 13 % от общего количества жалоб за этот период.
Количество обращений граждан по теме управления многоквартирными домами составило:
1081 обращение за I квартал 2015 г.;
1781 обращение за II квартал 2015 г.;
1213 обращений за III квартал 2015 г.;
1297 обращений за IV квартал 2015 г.;
1114 обращений за I квартал 2016 г.
В каких регионах России в 2015 году и I квартале 2016 года больше всего жителей обращалось с жалобами на проблемы в сфере управления многоквартирными домами? (см. Таблицу № 1) При составлении данного рейтинга принималось в расчет не только количество жалоб от региона, но и численность населения в нем.
Таблица 1
Субъект РФ |
Количество обращений |
% от общего числа жителей региона |
Магаданская область | 93 | 0,063 |
Забайкальский край | 438 | 0,044 |
Астраханская область | 284 | 0,028 |
Тверская область | 361 | 0,027 |
Пензенская область | 293 | 0,021 |
Еврейская автономная область | 25 | 0,015 |
Тамбовская область | 128 | 0,012 |
Новосибирская область | 280 | 0,010 |
Томская область | 111 | 0,010 |
Липецкая область | 114 | 0,009 |
Ненецкий автономный округ | 4 | 0,009 |
Смоленская область | 91 | 0,009 |
Удмуртская Республика | 144 | 0,009 |
Амурская область | 66 | 0,008 |
Костромская область | 56 | 0,008 |
Республика Татарстан | 271 | 0,007 |
Тульская область | 109 | 0,007 |
Приморский край | 125 | 0,006 |
Республика Коми | 53 | 0,006 |
Чукотский автономный округ | 3 | 0,006 |
Волгоградская область | 131 | 0,005 |
Воронежская область | 130 | 0,005 |
Республика Калмыкия | 15 | 0,005 |
Мурманская область | 37 | 0,004 |
Орловская область | 35 | 0,004 |
Республика Бурятия | 49 | 0,004 |
Республика Крым | 85 | 0,004 |
Калининградская область | 38 | 0,003 |
Кировская область | 50 | 0,003 |
Республика Марий Эл | 24 | 0,003 |
Самарская область | 104 | 0,003 |
Саратовская область | 64 | 0,003 |
Иркутская область | 46 | 0,002 |
Калужская область | 28 | 0,002 |
Кемеровская область | 67 | 0,002 |
Новгородская область | 15 | 0,002 |
Омская область | 40 | 0,002 |
Псковская область | 16 | 0,002 |
Республика Алтай | 5 | 0,002 |
Республика Мордовия | 13 | 0,002 |
Рязанская область | 23 | 0,002 |
Сахалинская область | 12 | 0,002 |
Хабаровский край | 27 | 0,002 |
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | 38 | 0,002 |
Челябинская область | 70 | 0,002 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 12 | 0,002 |
Ярославская область | 28 | 0,002 |
Алтайский край | 37 | 0,001 |
Архангельская область | 14 | 0,001 |
Владимирская область | 22 | 0,001 |
Кабардино-Балкарская Республика | 12 | 0,001 |
Курская область | 16 | 0,001 |
Пермский край | 30 | 0,001 |
Республика Карелия | 12 | 0,001 |
Ростовская область | 62 | 0,001 |
Ставропольский край | 32 | 0,001 |
Ульяновская область | 14 | 0,001 |
Брянская область | 12 | 0,0009 |
Нижегородская область | 31 | 0,0009 |
Оренбургская область | 18 | 0,0009 |
Республика Северная Осетия-Алания | 7 | 0,0009 |
Свердловская область | 41 | 0,0009 |
Ленинградская область | 14 | 0,0007 |
Карачаево-Черкесская Республика | 3 | 0,0006 |
Республика Тыва | 2 | 0,0006 |
Вологодская область | 7 | 0,0005 |
Московская область | 40 | 0,0005 |
Республика Саха (Якутия) | 5 | 0,0005 |
г. Санкт-Петербург | 22 | 0,0004 |
Белгородская область | 6 | 0,0003 |
Краснодарский край | 21 | 0,0003 |
Красноярский край | 8 | 0,0003 |
Тюменская область | 12 | 0,0003 |
Республика Адыгея | 1 | 0,0002 |
Республика Дагестан | 7 | 0,0002 |
Чувашская Республика | 2 | 0,0002 |
Республика Башкортостан | 6 | 0,0001 |
Республика Хакасия | 1 | 0,0001 |
Чеченская Республика | 1 | 0,0001 |
Жалобы населения на УК, в том числе часто зависят от работы органов жилищного надзора – региональных Государственных жилищных инспекций. Не получив должной реакции от ГЖИ по работе своей УК, граждане тоже обращаются за помощью в НП «ЖКХ Контроль». Чаще всего на бездействие ГЖИ за истекший период жаловались из Московской области, Приморского края, Тверской области.
Полностью отсутствовали жалобы на деятельность региональных органов жилищного надзора в следующих регионах:
Республика Адыгея | Калужская область |
Республика Алтай | Костромская область |
Республика Бурятия | Курская область |
Республика Ингушетия | Ленинградская область |
Кабардино-Балкарская Республика | Новгородская область |
Республика Калмыкия | Псковская область |
Карачаево-Черкесская Республика | Рязанская область |
Республика Мордовия | Сахалинская область |
Республика Северная Осетия – Алания | Тамбовская область |
Республика Тыва | Тульская область |
Республика Хакасия | Ульяновская область |
Чеченская Республика | Орловская область |
Камчатский край | Вологодская область |
Еврейская автономная область | Амурская область |
Ямало-Ненецкий автономный округ | Архангельская область |
Чукотский автономный округ | Астраханская область |
Ненецкий автономный округ | Белгородская область |
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра |
«Видно, что количество нареканий на работу УК за период действия системы лицензирования не уменьшилось, а в период становления системы оно даже увеличивалось. Сегодня проблемы, сопровождавшие переходный период, пошли на спад, однако количество обращений остается стабильно высоким – отметила исполнительный директор НП «ЖКХ контроль» Светлана Разворотнева. – Мы связываем эту тенденцию с тем, что в регионах практически не начали использовать инструмент лицензирования. Решения комиссий об изъятии лицензий можно «пересчитать по пальцам». С другой стороны, процедура изъятия лицензий остается чрезвычайно громоздкой и длительной. Считаю, что лицензионные требования, как и саму процедуру необходимо совершенствовать. В том числе упрощать процедуру изъятия разрешения при грубых нарушениях, повлекших угрозу жизни и здоровью. Инициативы по упрощению изъятия лицензий, выдвинутые сегодня Минстроем, нуждаются в тщательном обсуждении, но они, безусловно, необходимы».
Между тем региональные центры «ЖКХ Контроль» проводят общественный мониторинг отчетов УК, размещенных на сайте Реформа ЖКХ (срок подачи материалов до 31 марта). Так, активисты центра «ЖКХ Контроль» Владимирской области обнаружили три компании в г.Владимире – «ЖКС», ООО УК «Домсервис» и ООО «Новый город», – не разместившие информацию для собственников. Также при сверке адресов в городе нашлись необслуживаемые дома. «ЖКХ Контроль» обратился в прокуратуру с просьбой проверить возможные скрытые доходы данных УК. По распоряжению обладминистрации региональная жилищная инспекция до 1 июня проверит все опубликованные отчеты.