В Новосибирске завершилась работа первого дня Всероссийского совещания
«Эффективное управление жилищно-коммунальным хозяйством в целях создания благоприятных условий проживания граждан»». Организаторами мероприятия выступили Фонд содействия реформированию ЖКХ и правительство Новосибирской области.
Совещание было организовано в виде работы нескольких панельных дискуссий, одна из которых была посвящена обсуждению вопросов осуществления государственного, муниципального и общественного контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве.
В дискуссию были вовлечены представители органов государственного жилищного надзора, сотрудники городских администраций, осуществляющие муниципальный жилищный контроль, а также руководители региональных центров общественного контроля из семи регионов России.

Любопытно, что «контролеры» обсуждали не только как сделать механизмы контроля более эффективными, но и как не «перегнуть палку», чрезмерно увлекшись идеей найти и наказать виновных.
– Не стоит забывать, что налагая штрафные санкции на управляющие компании, мы, в первую очередь, бьем по карману собственников, которые наполняют их бюджеты, – отметил в своем докладе начальник Государственной жилищной инспекции Новосибирской области Евгений Пономарев. – Поэтому мы применяем в своей работе иной подход: стараемся не выписывать штрафы, а ограничиваемся предупреждением. Эффект, на наш взгляд, тот же.

Директор Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России Оксана Демченко поддержала эту идею и предложила подумать законодателям и, возможно, вовсе отказаться от системы штрафов.
– Можно выписать предписания, и, если они не исполнены в положенные сроки, не изымая денег из бюджета на содержание жилищного фонда, наказывать нерадивые управляшки исключением дома из реестра управляющей компании. – Предложила Демченко.

В итоге практически все присутствующие на мероприятии сошлись во мнении, что главная функция контроля не карающая, а профилактическая.
И успех в данной работе будет зависеть от того, смогут ли субъекты данного контроля договориться между собой, выстроив «систему доверительного диалога».

Как предложение во время дискуссионной площадки прозвучала идея создания наблюдательных советов из собственников при управляющих организациях. По мнению руководителя новосибирского ГЖИ, такой инструмент позволит не только «подружить собственников и управляшки», но и предлагать взвешенные и обоснованные тарифы, как на содержание жилфонда, так и на услуги подрядных организаций, задействованных в обслуживании домов.

Также руководители центров общественного контроля в сфере ЖКХ из Иркутской и Новосибирской областей порекомендовали внедрять в практику такой инструмент, как заключение договоров с государственными органами надзора: следственным комитетом, прокуратурой, жилищной инспекцией, а также с отраслевыми объединениями – СРО УК, Ассоциациями ТСЖ и т.д.

Так, например, подобный шаг в Иркутской области позволил поднять статус общественников в глазах надзорных органов. А система постоянного обучения общественников с их последующей аттестацией, наподобие сдачи квалификационного экзамена руководителями УК, привела к тому, что органы надзора спешат принять меры лишь в том случае, если сигнал поступил как раз от контролеров, «аттестованных» региональным центром ЖКХ Контроль.

Также, новый руководитель регионального центра в Иркутской области Валерия Кошечкина рассказала, что у них в оюласти создан координационный совет, объединивший восемь общественных советов по тематике ЖКХ при органах власти.

А Сергей Аверьяскин из Новосибирской области поделился новостью, что авторитет его регионального центра настолько вырос, что бывают случаи, когда руководители муниципальных образований отказываются подписывать акты ввода объектов строительства в эксплуатацию, пока соответствующую рекомендацию не даст эксперт ЖКХ Контроль Новосибирск.

Ведущая дискуссионной площадки руководитель НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева отметила, что система общественного контроля по прежнему находится вне правового поля, поскольку федеральное законодательство, регламентирующее основы осуществления общественного контроля (ФЗ-212) не только не признает жилищные НКО в качестве субъектов общественного контроля, но и расходится с основным для становления системы общественного контроля Указом Президента №600. Ведь в нем заложена идея не контроля не за органами власти, а, напротив, контроля за предприятиями сферы ЖКХ в качестве помощи этим самым органам.

Впрочем, как отметила Светлана Викторовна, главная проблема общественников не в несовершенстве законодательства, а в правоприменительной практике.

В свою очередь Оксана Демченко отметила, что новый проект, который должен внести ясность в статус общественных контролеров ЖКХ, уже подготовлен и ожидает скорейшего принятия в стенах Минстроя России. Как заверила представитель профильного министерства, документ должен быть принят в ближайшем месяце.

Вероятно, он станет одной из ключевых тем для обсуждения на грядущем съезде всех центров общественного контроля в сфере ЖКХ, который намечен в Общественной палате РФ на 1-2 декабря этого года.

Сергей Сохранов. Новосибирск

Tags:
Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account