Во встрече участвовали представители региональных центров «ЖКХ Контроль» Ростовской, Тверской областей и республики Татарстан. От принимающей стороны – депутаты эстонского Риигикогу (парламента) Владимир Вельман, Михаил Сталнухин (экс мэр г. Нарва) и Валерий Корп (экс мэр г. Кохтла-Ярве).
Эстонские многоэтажки радуют глаз со всех ракурсов – одинаковые крыши, жизнерадостные фасады с современными входными группами и очень ухоженная «начинка». При этом государство в периоде современной истории не вложило никаких средств ни в капитальный, ни в текущий ремонт жилого фонда. Светлана Разворотнева попросила рассказать, как удалось властям воспитать таких ответственных собственников, которые в отличие от россиян проявляют настоящий хозяйский подход не только к своим квадратным метрам, но и к местам общего пользования и ответственно несут бремя их содержания.
В Эстонии все началось в 1992 с появлением «желтых карт» (приватизационных ваучеров), когда через 7 лет процесс приватизации жилья завершился и государство поздравило счастливых новых собственников с их приобретением тем, что возложило на них всю обязанность по содержанию теперь уже своей собственности! Населению однозначно дали понять, что государство больше не будет беспокоиться ни о дворах, ни о лестницах с крышами, ни о фасадах многоэтажек.
Таким образом с 2000-го года в стране в каждом доме начинают создаваться квартирные товарищества (аналоги российских ТСЖ). Конечно, эстонцы не понимали почему кроме личных квадратных метров на их личный баланс переведены дворы вместе с общедомовым имуществом и очень сопротивлялись «нагрузке», но к 2005-06 годам домовое самоуправление «устаканилось» повсеместно. В г. Нарва, к примеру, лишь в 2 домах не созданы товарищества и то по объективной причине. При этом товарищества не бумажные, а всамделишные – тут позаботились законодатели.
По закону кворумом считается 50% + 1 голос. Но если кворума нет, то второе собрание считается легитимным, даже если на нем будет присутствовать хоть один собственник – этот факт вынуждает соседей собираться в обязательном порядке и принимать коллегиальные решения: в противном случае один сосед решит все за всех.
Итак, при полном кворуме каждый дом выбрал способ заключения договоров с поставщиками услуг (от товарищества или от каждой квартиры) и о способе оплаты (с квадратного метра или с количества жильцов). Далее были решены вопросы выбора исполнителей услуг и техзаданий для них, а также способы контроля. Теперь все работает весьма слаженно и прозрачно. Оплата исполнителям поступает только по факту исполнения работ при оговоренном качестве и объемах.
При этом строгими фискальными методами население приучено, что за все нужно платить – при чем по коммерческим расценкам. Натоптать в подъезде или на крыльце для эстонцев равноценно тому, что натоптать в собственной квартире, т.е. невозможно! И осознание того, что и дом, и двор теперь коллективная собственность, привело к идеальному порядку как внутри дома, так и на подступах к нему. Ресурсы покупаются также, как и продукты питания. Никаких авансов и отсрочек: хочешь жить зимой в тепле – выбирай поставщика и плати. Если в доме долги – его отключают. Если собственник не платит по счетам 3 месяца из 6, ему предъявляют иск и выселяют в социальное общежитие, покрывая долг с продажи недвижимости. Но до такого не доходит – в Нарве за все время было лишь 2 подобных случая.
Для понимания величины жилищно-коммунального платежа были приведены следующие цифры: при среднем доходе в 400-450 евро горожане минимум 150 евро платят за ЖКУ. Как правило из оплачиваемой суммы половина идет в так называемый «ремонтный фонд». При этом все собственники квартир в обязательном порядке являются членами квартирных товариществ (которые имеют статус юридического лица) и исправно посещают общие собрания, где активно голосуют по всем насущным вопросам.
Если есть необходимость что-то масштабно и оперативно отремонтировать, на помощь приходят банки, которые финансируют половину от стоимости работ. Вторую половину покрывают средства из «ремонтного фонда».
Реновация дома существенно влияет на стоимость квартир в нем. Это понимают не только молодые горожане. Старики не менее охотно участвуют в ремонтах своих многоэтажек и делают это для внуков… Позиции «моя хата с краю» или меня не интересует текущая крыша, потому что я живу на первом этаже в Эстонии уже просто нет – она ушла в прошлое вместе с подъездным вандализмом…
При этом эстонские депутаты подчеркивают, что процесс воспитания собственников был сколь болезненным, столь и результативным. Но в любом случае «отболеть» обществу пришлось не менее 15 лет.

Tags:
Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account