5 декабря, по еженедельной традиции, прошёл образовательный семинар «Управдом» для жителей 10 МКР г. Белгорода. Его бессменным модератором выступила руководитель Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Любовь Киреева, а ключевыми спикерами – сотрудники отраслевого департамента области, регионального Фонда содействия реформированию ЖКХ, представители муниципальных органов власти и ресурсных организаций.
Основной темой стали нюансы взаимодействия собственников жилья – управляющих компаний – ресурсных организаций, их взаимные права и обязанности. Благодаря формату общения «вопрос-ответ» встреча прошла весьма интерактивно. Тем более, что жители микрорайона озвучили самые беспокоящие темы: неудовлетворительное благоустройство придомовых территорий, низкое качество коммунальных услуг, необоснованное начисление платы за жилищно-коммунальные услуги по ОДН, недобросовестное управление многоквартирными домами и, как следствие, их плачевное состояние, острая необходимость в капитальном ремонте, проблемы с приборами учета, бездействие управляющих компаний.
«Мы хотим, чтобы все вы стали грамотными хозяевами, знающими нормы законодательства в сфере жизнеобеспечения. Отрасль ЖКХ – проблемная: она переживает системный кризис и нуждается в модернизации. Это и совершенствование отраслевого законодательства, и совершенствование тарифной политики, и повышение качества кадрового состава. Начались изменения, которые призваны сделать систему жилищно-коммунального хозяйства более привлекательной. И мы – представители всех уровней власти, партии «Единая Россия» призываем собственников заключать договоры с управляющими компаниями, своевременно оплачивать услуги за содержание жилья, соответственно, и управляющие организации должны в полном объёме исполнять свои обязательства, чтобы условия жизни каждого белгородца, каждого жителя нашего региона были комфортными и безопасными», задала деловой тон встрече руководитель Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Белгородской области Любовь Киреева.
Как органы власти нашего региона поддерживают жилищно-коммунальную отрасль? На этот вопрос дал пояснения начальник управления Госжилнадзора Белгородской области М.И. Бредихин.
– Когда должна УК отчитываться перед владельцами жилья? Нужно ли подписывать акты выполненных работ? Большинство обращений граждан стали основой для создания типового договора управления, ключевыми аспектами которого являются: состав общедомового имущества; обязанности управляющей организации предоставлять отчёт о расходовании средств МКД по определённой форме (что позволит собственникам проконтролировать схему расходования средств); обязанность УК при заключении договоров подряда с сервисными организациями предварительно провести конкурсную процедуру с запросом котировок и предложений от всех специализированных организаций, чтобы выбрать наиболее приемлемый вариант для собственников, прежде всего. Раз в три месяца УК обязана отчитаться перед жителями МКД своего микрорайона, – рассказал Михаил Иванович.
Важно, что этот договор защищает интересы, прежде всего, собственников жилья в МКД. В частности, он обязывает УК не только подготовить план текущего ремонта и обосновать его финансовую состоятельность, но и утвердить его на собрании собственников. А практика показывает обратное: недобросовестная управляющая компания всё решает и выполняет в одностороннем порядке. Отсюда – недовольство собственников результатами ремонта. Поэтому договор управления – действенный инструмент с лицензионной «составляющей»: либо управляющая компания будет выполнять все обязательства, либо заплатит солидный штраф и даже может потерять лицензию.
Также М.И. Бредихин рассказал участникам о порядке установки общедомового и индивидуальных приборов учета, порядке расчета платы за ЖК-услуги по ОДН. Участникам семинара была разъяснена необходимость установки приборов учёта, сообщено, в каких случаях установка приборов не требуется.
Собственников жилья в МКД 10-го микрорайона давно тревожил вопрос оплаты за техническое обслуживание газового оборудования. В итоге, он вылился в настоящий «крик души» одной из участниц семинара.
«Почему эта услуга, являющаяся важной, прежде всего, с позиций безопасности жизни людей, стоит так дорого? Я убеждена, и с моим мнением согласны все жители, – техобслуживание газовых приборов должно быть БЕСПЛАТНЫМ! Тем более, для жителей Белгорода – города, который мы пытаемся сделать удобным для жизни! Я вызываю мастера и плачу ему лишь за «визуальную проверку соответствия установки оборудования нормативным требованиям». На эту услугу он тратит 2-3 минуты. А какой тариф на сам газ?!!! Он НЕ по карману жителю со средним достатком! В стоимость газа должно быть включено и техническое обслуживание! Ведь это же просто ВЫКАЧКА денег из населения!», высказалась жительница дома № 10 по бул. Юности.
Любовь Петровна пояснила, что этот вопрос уже находится на контроле руководителя регионального департамента ЖКХ. Более того, и представители общественных организаций, и рядовые жители пытаются достучаться (!) до гендиректора АО «Газпром газораспределение Белгород» А.В. Камолина, чтобы эта проблемная ситуация была решена справедливо.
По-прежнему спорным остаётся для собственников вопрос оплаты за ОДН. Житель МКД по ул. Олимпийская, 23 (пос. Северный) задал вопрос: «Почему нас обязывают платить по повышенному тарифу, хотя в доме установлены счётчики на все ресурсы, потребляемые для общедомовых нужд». Понятно, что недовольство собственников вызывает не сама по себе оплата названных услуг, а некорректно рассчитанный их размер.
Всё очень просто: если собрание жильцов приняло решение – платить за фактически потреблённые ресурсы, значит, оплата так и будет производиться. Если же – по нормативу, то, соответственно, иная «схема». При этом все показатели «сверх» норматива станут финансовым бременем для управляющих компаний.
Также в ходе семинара был рассмотрен порядок предоставления перерасчета платы за коммунальные услуги в помещении, не оборудованном приборами учета, в случае временного отсутствия потребителя; и каким образом будет осуществляться начисление платы, если показания приборов учёта переданы не были.
«Точечные» проблемы собственников – а точнее претензии к работе управляющей компании – были внесены в протокол встречи. Решение каждой жалобы приобрело форму поручения, а для него определена «контрольная точка».
«Пришло время – вам, уважаемые земляки, стать рачительными хозяевами. Вы платите деньги управляющей организации, и вы же требуете с неё отчёт об освоении этих средств. Если же возникают сомнения, что УК попыталась «обхитрить» собственников, составляйте коллективный протокол и обращайтесь в управление Госжилнадзора, потому что управляющая компания должна чётко отрабатывать те деньги, которые вы платите ей за содержание жилья!», подвела итог встречи Любовь Киреева.