НП ЖКХ «Контроль» с 12 января по 28 февраля 2018 года провел
общественное обсуждение проекта изменений в Жилищный кодекс Российской
Федерации в части заключения прямого договора между пользователем
коммунальной услугой и ресурсоснабжающей организацией (далее – РСО) в
регионах Российской Федерации.
В ходе обсуждения выявлены следующие недоработки и несоответствия:
1. По ст. 1572, представленного законопроекта:
1.1. Исключить предложение: «Включение в повестку дня общего
собрания собственников помещений в многоквартирном доме вопроса о
принятии решения, предусмотренного пунктом 44 части 2 статьи 44
настоящего Кодекса, возможно только при условии предварительного
получения в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации, согласия РСО, регионального оператора по обращению с
твердыми коммунальными отходами на заключение соответствующего
договора» противоречит нормам ГК РФ.
Договор энергоснабжения на основании нормы ч. 1 ст. 426 ГК РФ является
публичным. На основании нормы ч. 3 ст. 426 ГК РФ отказ лица,
осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход
деятельность, от заключения публичного договора при наличии
возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги,
выполнить для него соответствующие работы не допускается, за
исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего
Кодекса. Кроме того, вышеуказанные условия нарушают равенство,
гарантированное ч.2 ст.19 Конституции РФ, чем ставят в
дискриминационное положение собственников, по отношению к тем
собственникам, с которыми РСО обязаны заключать прямые договора. Кроме
того, данные условия лишают потребителей (собственников) права выбора
контрагента по предоставлению коммунальных услуг.
1.2. Проектом предусматривается, что «…управляющие организации,
товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные
специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие
управление многоквартирными домами, обязаны в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации:
1) предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному
оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию,
необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о
показаниях индивидуальных (при предоставлении таких показателей
собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме) и
коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в
многоквартирном доме…»
На основании того, что в случае заключения прямого договора между
пользователем коммунальной услугой и РСО последняя является
исполнителей коммунальной услуги со всеми вытекающими из ПП РФ 354 и
норм ГК РФ последствиями. Вопрос об учете индивидуально потребленных
ресурсов должен быть решен в договоре между пользователем коммунальной
услугой и РСО. В настоящее время в прямых договорах предусматривается
самостоятельное снятие показаний индивидуального прибора учета
потребителем и передача их в РСО. Аналогично, при отсутствии
индивидуального прибора учета договором должна быть предусмотрена
обязанность пользователя коммунальной услугой передача в РСО сведений
о количестве пользователей (постоянных и временных). Также в договоре
должна быть предусмотрена ответственность пользователя коммунальной
услугой за передачу в РСО недостоверных данных, так как предусмотреть
в двухстороннем договоре обязанности третьего лица – управляющей
организации – невозможно.
2. В связи с тем, что обязанность внесения платы за жилье
и коммунальные услуги по своей природе должна основываться на
договоре, а не на императивном предписании закона (по Конституции РФ,
каждый должен уплачивать законно установленные налоги и сборы, но не
плату за услуги), внести изменения в статью 153 Жилищного кодекса
Российской Федерации:
Текст статьи 153 ЖК РФ с учетом предлагаемых изменений будет выглядеть так:
1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить
плату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании
соответствующих договоров.
2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные
услуги возникает у:
… 5) собственника помещения с момента вступления в силу
соответствующих договоров, а в отношении уплаты взноса на капитальный
ремонт с момента возникновения права собственности на такое помещение
с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего
Кодекса;
6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего
строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на
ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по
передаточному акту или иному документу о передаче, с момента
вступления в силу соответствующих договоров; …)
3. В проекте изменений никак не регулируют ситуацию с
коммунальным ресурсом для содержания общего имущества (далее КР для
СОИ). Между тем вопрос с КР для СОИ является постоянным источником
социальной напряженности и судебных разбирательств. В связи с
изложенным предлагаем рассматривать вопрос о прямых договорах в увязке
с решением вопроса о КР для СОИ и типовом прямом договоре между
пользователем коммунальной услугой и РСО
Предложения и замечания, сформулированные по итогам общественного
обсуждения НП «ЖКХ Контроль» внес в адрес Комитета по жилищной
политики и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы
Федерального собрания Российской Федерации
Состав экспертов – участников общественного обсуждения:
1. Аверьяскин Сергей Геннадиевич – исполнительный директор НП
«ЖКХ Контроль – Новосибирск»
2. Андреев Владислав Викторович – эксперт Приморской АНО
«Информационно-методический Центр «Тихоокеанский Проект».
3. Бородина Татьяна Алексеевна – руководитель регионального
центра общественного контроля в сфере ЖКХ Ярославской области,
председатель правления НП “Ассоциация нанимателей жилья «РАНЖ»
4. Вершинин Анатолий Сергеевич – руководитель Челябинской
региональной общественной организации «Правовой центр защиты населения
социальная инициатива», депутат Законодательного Собрания
5. Горбачева Мария Васильевна – руководитель НП СРО «Ассоциация
предприятий ЖКХ Пензенской области»
6. Дементьева Анастасия Олеговна – депутат Тульской городской
Думы, координатор проекта» Народный контроль. ЖКХ»
7. Дубовский Анатолий Николаевич – член Общественной Палаты
Республики Башкортостан
8. Дроздова Татьяна Николаевна – Депутат Законодательного
собрания Калужской области
9. Евсеев Александр Николаевич – председатель общественной
организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов
Удмуртской Республики»
10. Евсюкова Елена Владимировна – начальник отдела Департамента
жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области
11. Жигаров Федор Алексеевич – заместитель председателя Липецкого
городского Совета депутатов
12. Застела Михаил Юрьевич – профессор НИУ «Казанский государственный
технический университет»
13. Зверев Виктор Прохорович – председатель правления Региональной
общественной организации «Народная инспекция Архангельской области»
14. Зосименко Валентина Геннадьевна – руководитель РЦОК
Калининградской области, Исполнительный директор НП «Балтийский
Жилищный Союз»
15. Иконникова Марина Владимировна – заведующая сектором по
взаимодействию с собственниками жилья г. Астрахани.
16. Калинина Светлана Викторовна – региональное общественное движение
по защите прав собственников помещений «Наш дом» (Брянская область).
17. Капустин Олег Семенович – руководитель Центра общественного
контроля в сфере ЖКХ Волгоградской области
18. Кливер Алексей Викторович – член общественной палаты Республики
Мордовия, Региональная общественная организация «Центр общественного
контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия»
19. Кильян Марина Анатольевна – начальник дирекции телевещания ГУ
«ОГТРК «Ямал-Регион»
20. Кирносенко Анатолий Владимирович – председатель координационного
совета «Некоммерческое партнерство «Ассоциация председателей советов
многоквартирных домов».
21. Костянов Андрей Викторович – заместитель исполнительного
директора НП «ЖКХ Контроль»
22. Косухин Игорь Владимирович – начальник Департамента городского
хозяйства г. Новый Уренгой
23. Кочура Анатолий Сергеевич – эксперт Центра общественного
контроля в сфере ЖКХ по Рязанской области
24. Кошечкина Валерия Анатольевна – исп. директор Ассоциации
товариществ собственников жилья Иркутской области
25. Мазлоев Руслан Беталович – председатель Комиссии по
экономическому развитию и поддержке предпринимательства ОП
Кабардино-Балкарской Республики
26. Мартынов Вячеслав Сергеевич – начальник юридического отдела АНО
«ЖКХ Контроль Республики Крым»
27. Меншиков Игорь Анатольевич – генеральный директор аудиторской
фирмы «Лидер», депутат законодательного собрания Курганской области
28. Наранов Виктор Сергеевич – Заместитель председателя НП содействия
развитию ЖКХ “Управдом”
29. Олейникова Ольга Анатольевна – заместитель руководителя
Департамента ЖКХ Министерства строительства и ЖКХ РФ
30. Пинчуков Андрей Петрович – руководитель Костромского областного
центра «ЖКХ Контроль»
31. Пронькин Андрей Николаевич – руководитель регионального Центра
общественного контроля в сфере ЖКХ Тамбовской области
32. Разворотнева Светлана Викторовна – исполнительный директор
НП «ЖКХ Контроль»
33. Рыжов Александр Борисович – руководитель аппарата комитета по
вопросам градостроительной деятельности, ЖКХ и
топливно-энергетического комплекса законодательного собрания
Нижегородской области
34. Санжицыренова Раиса Константиновна – директор Государственного
бюджетного учреждения Республики Бурятия «Агентство развития жилищного
строительства, коммунального комплекса и энергоэффективности
Республики Бурятия»
35. Сергеев Михаил Никифорович – председатель комиссии Общественной
палаты Кемеровской области по вопросам местного самоуправления и
жилищно-коммунального хозяйства, НП «Жилищное просвещение»
36. Сивакова Ирина Владимировна – руководитель городского центра
общественного контроля в сфере ЖКХ, председатель правления Амурской
региональной общественной организации «Союз старших домов»
37. Сидоров Владимир Олегович – руководитель Центра общественного
контроля в сфере ЖКХ Хабаровского края
38. Скибин Сергей Николаевич – руководитель регионального центра
общественного контроля в сфере ЖКХ г. Севастополь
39. Сокин Алексей Анатольевич – заместитель председателя городского
совета г.Омска
40. Фролова Ольга Евгеньевна – председатель Общественного совета ЖКХ
при главе города Воронеж, председатель Правления НП «Воронежское
содружество ТСЖ»
41. Цыренжапов Чингис Дымбрылович – руководитель общественной
приемной региональной общественной организации «Томский союз
собственников жилья»
42. Часовских Виктор Иванович – председатель комиссии по местному
самоуправлению, строительству, жилищно-коммунальному хозяйству
Общественной палаты Самарской области, советник директора ГУП
Самарской области “ЕИРРЦ”
43. Шиян Олег Миронович – руководитель НП «Региональный центр
общественного контроля в сфере ЖКХ Югры», эксперт Общественной палаты
Югры
44. Шучалина Дарья Дмитриевна – руководитель Центра общественного
контроля в сфере ЖКХ Республики Коми
45. Юлегина Елена Евгеньевна – руководитель Центра общественного
контроля в сфере ЖКХ Тверской области