24 октября 2018 года в Белом зале администрации Петроградского района состоялся круглый стол по теме: «Прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями (далее – РСО)».

К участию были приглашены представители администрации Санкт-Петербурга, глава администрации Петроградского района И.А. Громов, директор СПб ГКУ «Жилищное агентство Петроградского района Санкт-Петербурга» С.И. Шаталов, представитель ООО «ЖКС № 2 Петроградского района», председатель Ассоциации УК Е.Л. Пургин, руководитель РЦОК НП «ЖКХ Контроль» в Санкт-Петербурге О.С. Калядин, представители РСО «Петербургтеплознерго» и «ГУПТК», а также председатели и члены советов многоквартирных домов, инициативные граждане.

Организатором круглого стола стала Санкт-Петербургская Региональная общественная организация «Объединение Советов многоквартирных домов», являющаяся официальным представителем НП «ЖКХ-Контроль» в Санкт-Петербурге.

Модераторами встречи выступили руководитель Департамента общественного контроля «ЖКХ-контроль» в Санкт-Петербурге А.В. Бредец и руководитель отдела по законотворческой деятельности РЦОК НП «ЖКХ-Контроль» в Санкт-Петербурге Д. Ю. Нифонтов.

24.10 (1)_thumb

Причины, по которым власти выступили с инициативой перехода на прямые расчеты между собственниками и РСО, поняты: около 30% управляющих компаний задерживают перечисление РСО средств, полученных от жильцов за коммунальные услуги. По этой причине собираемость денег у РСО составляет всего 80%. По замыслу властей, практика прямых договоров с РСО перекроит всю систему обеспечения коммунальными услугами и снабжения коммунальными ресурсами. Как предполагается разработчиком проекта – правительством РФ, новый закон поможет сократить задолженность населения в сфере ЖКХ, достигшую 1 трлн. рублей и продолжающую увеличиваться. Потенциально, новая система смогла бы снизить до минимума количество просрочек в области ЖКХ, так как сейчас ситуация по долгам в этой сфере считается катастрофической.

Одновременно существуют «плюсы» и «минусы» прямых договоров с РСО.

Если говорить о «плюсах» новых правил, то для ресурсоснабжающих организаций плюс заключается в том, что к ним пойдут прямые платежи граждан, без всяких задержек, минуя так называемый «буфер» в виде управляющих организаций и товариществ собственников жилья. Главным же «плюсом» для управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК станет то, что они избавятся от долгов потребителей за коммунальные услуги. Кроме того, плата за коммунальные услуги, собираемая ранее управляющими организациями, больше не будет учитываться в качестве их прибыли при налогообложении, а значит, многие компании смогут перейти на упрощенную систему налогообложения.

Для собственников же «плюсом» должен стать тот факт, что уменьшается вероятность банкротства управляющей компании, ТСЖ или ЖСК из-за долгов перед ресурсоснабжающими организациями. А в случае возникновения задолженности перед РСО за коммунальные услуги управляющая организация не будет компенсировать ее деньгами, собранными на содержание и текущий ремонт жилого дома. Появляется и возможность перерасчета за низкое качество услуг.

24.10. (2)_thumb

Что касается «минусов», то для собственников это  риск путаницы с платежками из-за необходимости оплаты различным структурам. В настоящий момент отдельные счета оплаты за газ, электричество, телефон – не создают трудностей. Могут также возникать проблемы с осуществлением перерасчета за низкое качество коммунальных услуг или за экономию ресурсов, что на практике случается весьма редко.

Сложностью может стать то, что для перерасчетов платежек придется обращаться в организации, которые счета выставляли, – и это вместо существующих сегодня контактов с бухгалтерией управляющей организации. Именно управляющие организации до сих пор являлись для жильцов ответственным лицом по качеству предоставляемых услуг. Их персонал следил за своевременностью начислений и за выставлением счетов по коммунальным ресурсам. Управляющие организации, по сути, являются тем самым “одним окном”, куда жильцы направляют все свои претензии по поводу качества ресурсов или их оплате.

В случае заключения прямых договоров эти функции “регулировщика” лягут непосредственно на плечи самих жильцов. То есть выяснять, что, почему, когда и сколько, – они будут непосредственно в РСО. А в новом законе остаются не до конца определенными границы зон ответственности между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией. Очевидно, что за то, что “вне дома”, отвечает поставщик ресурсов, а то, что “внутри дома” – на совести управляющей организации. Но, с юридической точки зрения, эти понятия все-таки еще размыты, что оставляет поле для манипуляций. Можно предвидеть, что именно это в будущем станет камнем преткновения в спорах между жильцами, ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями, а претензии жильцов, о слабом напоре воды или недостаточно горячих батареях будут “перекидываться” между организациями. Ресурсоснабжающие организации, ответственные за трубы “до границы дома” будут кивать на управляющие компании, чьи трубы “внутри дома” прогнили, сломались и т.п., а те, в свою очередь, будут апеллировать к изношенным коммуникациям поставщика ресурса. Конечно, подобные истории сплошь и рядом происходят и без прямых договоров, но здесь у жильцов есть крайний – управляющая организация, с которой они вправе требовать исполнения обязательств.

Большое количество новых договоров, счетов, актов и прочего документооборота осложнит и жизнь монополистов, точнее, сотрудников низшего и среднего звена, которые вплотную столкнутся с этим бумажным валом. Ведь на деле подобный закон уже действует: собственники нежилых помещений уже давно имеют право заключать прямые договора с поставщиками ресурсов – эта норма закреплена Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года за № 354. Но в действительности монополисты это саботировали  под различными предлогами – как раз из-за нежелания взваливать на себя лишнюю работу”. Так, по оценкам региональных центров общественного контроля, в среднем по России подобную активность проявляет лишь один дом из десяти.

В ходе круглого стола не все специалисты смогли ответить на интересующие граждан вопросы. Обсуждение показало, что требуется еще много работы и по совершенствованию законодательства, и по организации работы на местах.

Ссылка на видео Круглого стола  https://youtu.be/NLwKoiBSvpY

 

Руководитель Департамента общественного

контроля НП «ЖКХ-Контроль» в Санкт-Петербурге

А.В. Бредец

 

 

Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account