Сегодня на площадке Общественной палаты РФ прошли общественные слушания на тему «Защита прав граждан при регистрации, владении и отчуждении земельных участков и недвижимости» из-за строительства Юго-Восточной хорды (ЮВХ). Организовали дискуссию – комиссия ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению при содействии НП «ЖКХ Контроль». Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль», Светлана Разворотнева, выступила модератором этой наболевшей темы.
Именно об отсутствии диалога властей столицы с ее жителями говорили общественные активисты, которые недоумевают – почему градостроительный кодекс столицы не соответствует нормам федерального законодательства, в частности – положениям об Общественных слушаниях. Из-за этого в Москве сложилась ситуация, когда заказчиком, исполнителем и приемщиком работ является один и тот же правовой субъект – правительство Москвы. Городская общественная палата как независимый экспертный институт не работает. В результате заказчиком всех строек является московский стройкомплекс (который просто осваивает городской бюджет), а не жители города.
От общественности выступали: Алексей Фролов (активист р-на Южное Бутово) , эксперт по градостроительной политике), Александр Матчин (активист пос. Битца Ленинского района член ОП Московской области Московской области), инженер-физик, эксперт Российского социально-экологического союза Андрей Ожаровский, представители «Гринпис Россия» Рашид Алимов и Коснстантин Фомин, Сергей Власов – депутат р-на Печатники г. Москвы, Александр Ващук – член общественного совета при АНО «Дирекция московского транспортного узла» генеральный директор ООО «Руспром», эксперт по градостроительной политике Максим Козловский, Иван Кондратьев руководитель общественного совета при управе р-на Царицыно, Олег Шереметьев – инженер-геофизик, инспектор ВООПИК, кандидат в депутаты Мосгордумы.
Представители общественности критиковали проект Юго-Восточной хорды (транспортной магистрали) за отсутствие реального обсуждения последствий стройки для жителей и окружающей среды, расположенных вдоль трассы.
Второй аспект, на что практически обращали внимание все – это отсутствие какого – либо реального диалога с жителями районов, по территории которых пройдет магистраль и как следствие всего – потеря доверия к департаменту строительства столицы. Чиновники разных уровней просто отписываются, не обращая внимания на замечания и предложения жителей – говорили выступающие.
Третий аспект – строительство хорд как продолжений федеральных трасс – большая ошибка. Уже построенные участки не выполняют разгрузочной роли. Наоборот – накапливают транспорт на пересечениях с магистральными и радиальными улицами. Вдоль трасс создаются зоны деградации городской среды, люди из-за шума и загазованности вынуждены продавать жилье. Эти помещения замещаются хостелами и низкокомфортными офисами. Город не объединятся, а распадается на периметры транспортной мозаики.
На дискуссию были приглашены, но не пришли представители ГД РФ, Генпрокуратуры, Следственного комитета, МЧС, МЭРии столицы, Правительства Подмосковья и Московской области, Роспотребнадзора и др. институтов власти. Представлявший Институт генплана г.Москвы Михайл Крейстмен выразил готовность к диалогу с общественностью, но подчеркнул, что «проект утвержден генпланом, а генплан – это закон, и нарушать его невозможно». Что это значит, и можно ли внести изменения в генплан хорды с учетом фактов и рисков, прозвучавших на слушаниях, не ясно.
Предложения участников по проекту ЮВХ были разными противоположными – от приостановки реализации проекта, проведения качественной экспертизы с внесением соответствующих изменений в план строительства трассы, до полного отказа строительства из-за наличия сильного радиоактивного фона на одном из важных участков строительства хорды – Каширское шоссе, 49, у платформы Москворечье. Со слов Андрея Ожаровского уровень радиоактивного излучения сегодня на 26 участках «могильника» завода полиметаллов, который сейчас принадлежит госкорпорации «Росатом», норма излучений увеличена в 1000 раз. Ученый настаивает на том, что на эту территорию нельзя вообще пускать тяжелую технику. Вместо стройки моста для хорды он призывает городские власти задуматься над эвакуацией могильника с территории города. Общественник также привел переписку с руководством «Росатома», которое в разные годы категорически не рекомендовало что-либо строить на данной территории.
Призвали московские власти признать эту проблему и представители Гринпис-Россия. Они настаивают на проведении государственной проверке и принятию по ее результатам ответственного решения. В городе жить нашим внукам, поэтому нельзя допускать там строительство и играть в прятки с встревоженными москвичами.
Резюмируя встречу, Светлана Разворотнева сообщила, что считает безобразием отношение властей Москвы, утвердивших проект и не желающих обсудить действительно важные вопросы последствий его реализации с представителями общественности. «Очень жаль, что здравые идеи выступавших мы вынуждены записать и направить правительствам Москвы и Московской области для проработки. Будем рекомендовать от имени ОП РФ властям двух крупнейших регионов страны создать Рабочую группу по данной теме и вступить на путь общения с теми, кто аргументированно возражает против строительства трассы по данному маршруту».
Здесь можно посмотреть видеозапись мероприятия