Что больше всего беспокоит граждан России в жилищно-коммунальной сфере по итогам I I квартала 2020 года?
В течение второго квартала 2020 года в приемные региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХв 77 субъектах РФ и центральную приемную Национального центра «ЖКХ Контроль» поступило 8 082 обращения. На основании анализа данных обращений Некоммерческим партнерством «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» был составлен список основных проблем в сфере ЖКХ (Рейтинг проблем). Итоги анализа приведены в сводной таблице.
ТОП-10 тем обращений по версии НП «ЖКХ Контроль»
Позиция в рейтинге | Тематика проблем, волнующих граждан | Количество обращений, 2 квартал | % от количества обращений, 2 квартал |
1 | Неудовлетворительное состояние, содержание и ремонт МКД | 1 355 | 16,8 |
2 | Начисление платы за ЖКУ | 1 197 | 14,8 |
3 | Управление МКД | 998 | 12,3 |
4 | Капитальный ремонт | 759 | 9,4 |
5 | Качество коммунальных услуг | 634 | 7,8 |
6 | Благоустройство придомовой территории | 540 | 6,7 |
7 | Общие собрания собственников | 468 | 5,8 |
8 | Обращение с ТКО | 261 | 3,3 |
9 | Общее имущество (состав, возврат, распоряжение) | 258 | 3,2 |
10 | Иные | 1612 | 19,9 |
Всего обращений: | 8082 |
100 % |
Основные выводы
Пандемия и режим самоизоляции увеличили поток обращений в общественные приемные. Был отмечен заметный рост доли обращений граждан по вопросу содержания общего имущества и состояния многоквартирных домов. С одной стороны, это можно связать с нахождением граждан на самоизоляции и появлением времени и возможности обратить внимание на работу управляющей организации в этой части. С другой стороны, новая реальность породила у граждан новые вопросы, которые не были актуальны ранее, в том числе связанные с содержанием мест общего пользования в период пандемии.
Из более чем 8 тысяч обращений, поступивших в общественные приемные, 5,8 % (471 обращение), поступивших в общественные приемные в отчетный период, были следствием введения режима повышенной готовности и самоизоляции.
Беспокойство граждан вызывали вопросы снижении качества услуг и работ, непроведением мер по санитарной обработке мест общего пользования. Зачастую потребителям была непонятна методика дезинфекции, что порождало сомнения в правильности выполнения таких работ, соблюдении периодичности. Критически население относилось и к выбору дезинфицирующих средств, передвижению работников УК, ТСЖ без средств защиты. По мнению обратившихся, наблюдались попытки управляющих организаций снизить объем выполняемых работ и оказываемых услуг, ссылаясь на пандемию.
В то же время возросла активность обращения в общественные приемные управляющих компаний и ТСЖ, которые также требовали разъяснений по проблемам отсутствия финансирования на приобретение дезинфицирующих средств и средств защиты для работников, затраты на которые не заложены в в размер платы на содержание жилого помещения, отсутствие средств дезинфекции в продаже. Последний вопрос был особо актуален в апреле-мае 2020 года. В июне наблюдается спад активности данной проблемы. Управляющие организации в прошедший отчетный период столкнулись с проблемой отказа сотрудников выполнять работы, опасаясь за собственное здоровье, необходимостью дополнительно финансово стимулировать работников, осуществлять выплаты за работу в дополнительные выходные дни.
Проблемы, связанные с платой за жилищно-коммунальные услуги, в период распространения вируса в большей мере были затронуты с точки зрения предоставления мер социальной поддержки, наличия или отсутствия возможности произвести дистанционную оплату, отсутствием возможности оплатить расходы в связи с изменением материального положения, попытки управляющих организаций выставить дополнительную плату за приобретаемые средства защиты и дезинфицирующие средства, необходимые для санитарной обработки помещений общего пользования. Также граждан интересовал вопрос и об обоснованности распространенной в СМИ информации о временном запрете начислять пени за просрочку внесения платы за жилое помещение.
Практически во всех регионах был популярен вопрос о порядке организации проведения общих собраний собственников. Граждане активно интересовались – как провести собрание в период пандемии, как использовать возможность дистанционного голосования. Можно говорить о том, что режим самоизоляции принципиально изменил отношение собственников в целом к возможности онлайн-голосования, тем более что в этот период Государственная дума приняла поправки в ЖК РФ, упрощающие проведение общих собраний путем онлайн голосования.
В различных регионах встречались жалобы на то, что несмотря на принятие 424 Постановления Правительства, продлившего сроков межповерочного интервала индивидуальных приборов учета, управляющие и ресурсоснабжающие организации пытаются требовать от потребителей установки новых или поверки имеющихся приборов учета. Также встречались жалобы на игнорирование требований о временном запрете ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг.
Владельцы специальных счетов (ТСЖ, ЖСК, ЖК) столкнулись с тем, что кредитные организации, в которых такие счета отрыты, требовали предоставить решения общих собраний собственников о продлении полномочий председателей правления, что также является игнорированием действующего законодательства.
Расшифровка рубрик
I. Неудовлетворительное состояние, содержание и текущий ремонт МКД (1 355 обращений, что составляет 16,8%), в том числе:
• Качество исполнения обязанностей по санобработке МОП – 227 обращений – 2,8 %
• Регламент проведения работ по санобработке (порядок, требования, периодичность), выбор дезседств, стоимость, санобрабоотки, приобретение и утилизация дезсредств и средств защиты – 74 обращения – 0,9 %
• Изменение порядка проведения работ по СОИ, текущему и капремонту в период пандемии – 15 обращений
II. Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги (1 197 обращений, что составляет 14,8%) в том числе:
• Взыскание задолженности в период пандемии, отмена пени и штрафов
• соблюдение порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги;
• перерасчеты;
• формирование и доставка платежных документов;
• дополнительные платежи, комиссии;
• установление и изменение размера платы за жилое помещение
• начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме – 181 обращение, что составляет 2,2 % от общего количества.
III. Управление МКД (998 обращений, что составляет 12,3%) в том числе:
• смена УК в период пандемии
• продление полномочий ТСЖ, совета МКД и в период пандемии,
• возможность продления квалификационных аттестатов в период пандемии
• получение дотаций, компенсаций на санобработку: кому будут выплаты; помощь из бюджета УК и ТСЖ;
• права работников УК и трудовые споры: оплата за работу в выходные дни, оформление трудовых отношений в период пандемии, отказ работников проводить дезинфекцию
• споры хозяйствующих субъектов о праве управления МКД (проблема двойных платежных документов);
• законность действий ТСЖ, ЖСК, управляющих организаций (в том числе вопросы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности);
• раскрытие информации управляющими организациями;
• лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами;
• договор управления;
• предоставление и содержание отчетов об исполнении договоров управления, актов выполненных работ;
• ГИС ЖКХ – 74 обращения, что составляет 0,9% от общего количества обращений;
• создание и деятельность советов МКД, выплата вознаграждения членам совета
IV. Капитальный ремонт (759 обращений, что составляет 9,4%), в том числе:
• Выполнение работ по капитальному ремонту во время пандемии, возможные срывы в выполнении программ;
• Выполнение программ капитального ремонта в связи с заморозкой оплаты взносов на капремонт, в первую очередь в домах со специальным счетом;
• размер взноса на проведение капитального ремонта;
• отсутствие информации о региональных программах проведения капитального ремонта, их актуализации;
• качество и соблюдение сроков выполнения работ в рамках проводимого капитального ремонта;
• организация проведения капремонта (проведение общих собраний, утверждение документации и видов работ, доступность документов, приемка работ);
• выполнение гарантийных обязательств;
• прочее.
V. Неудовлетворительное качество предоставляемых коммунальных услуг (634 обращения, что составляет 7,8%)
VI. Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории (540 обращений, что составляет 6,7%), в том числе:
• реализация на территории Российской Федерации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» – 139 обращений, что составляет 1,7 % от общего количества обращений.
VII. Общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах (468 обращений, что составляет 5,8% от общего количества обращений) в том числе:
• организация ОСС в пандемии
• подготовка, проведение общих собраний, подведение итогов голосования, уведомление о принятых решениях и их исполнение;
• фальсификации документов;
• доступность сведений о собственниках помещений;
• Проведение общих собраний в период самоизоляции
• другое;
VIII. Проблемы, возникающие в связи с введение новой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (261 обращение, что составляет 3,3%) в том числе:
• Справедливость порядка расчета платы за ТБО;
• исключение платы за ТБО из состава платы за содержание жилья;
• начисление платы за ТКО, выставление платежных документов;
• заключение договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственниками и региональным оператором, между управляющими организациями и региональным оператором;
• уборка контейнерных площадок, их расположение, количество, доступность, бестарный вывоз, раздельное накопление;
• норматив потребления услуги;
• соблюдение периодичности предоставления услуги;
• прочие вопросы.
IX. Общее имущество в многоквартирном доме (258 обращений, что составляет 3,2 % от общего количества обращений), в том числе:
• определение состава и порядка использования,
• законность отчуждения общего имущества, в том числе в муниципальную и государственную собственность,
• взаимодействие с органами власти в разрешении вопроса возврата имущества в общую собственность собственников помещений в многоквартирном доме