Что больше всего беспокоит граждан России в жилищно-коммунальной сфере по итогам I I квартала 2020 года?

В течение второго квартала 2020 года в приемные региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХв 77 субъектах РФ и центральную приемную Национального центра «ЖКХ Контроль» поступило 8 082 обращения. На основании анализа данных обращений Некоммерческим партнерством «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» был составлен список основных проблем в сфере ЖКХ (Рейтинг проблем). Итоги анализа приведены в сводной таблице.

ТОП-10 тем обращений по версии НП «ЖКХ Контроль»

    

Позиция в рейтинге Тематика проблем, волнующих граждан Количество обращений, 2 квартал % от количества обращений, 2 квартал
1 Неудовлетворительное состояние, содержание и ремонт МКД 1 355 16,8
2 Начисление платы за ЖКУ 1 197 14,8
3 Управление МКД 998 12,3
4 Капитальный ремонт 759 9,4
5 Качество коммунальных услуг 634 7,8
6 Благоустройство придомовой территории 540 6,7
7 Общие собрания собственников 468 5,8
8 Обращение с ТКО 261 3,3
9 Общее имущество (состав, возврат, распоряжение) 258 3,2
10 Иные 1612 19,9
  Всего обращений: 8082

100 %

 

Основные выводы

Пандемия и режим самоизоляции увеличили поток обращений в общественные приемные. Был отмечен заметный рост доли обращений граждан по вопросу содержания общего имущества и состояния многоквартирных домов. С одной стороны, это можно связать с нахождением граждан на самоизоляции и появлением времени и возможности обратить внимание на работу управляющей организации в этой части. С другой стороны, новая реальность породила у граждан новые вопросы, которые не были актуальны ранее, в том числе связанные с содержанием мест общего пользования в период пандемии.

Из более чем 8 тысяч обращений, поступивших в общественные приемные, 5,8 % (471 обращение), поступивших в общественные приемные в отчетный период, были следствием введения режима повышенной готовности и самоизоляции.

Беспокойство граждан вызывали вопросы снижении качества услуг и работ, непроведением мер по санитарной обработке мест общего пользования. Зачастую потребителям была непонятна методика дезинфекции, что порождало сомнения в правильности выполнения таких работ, соблюдении периодичности. Критически население относилось и к выбору дезинфицирующих средств, передвижению работников УК, ТСЖ без средств защиты. По мнению обратившихся, наблюдались попытки управляющих организаций снизить объем выполняемых работ и оказываемых услуг, ссылаясь на пандемию.

В то же время возросла активность обращения в общественные приемные управляющих компаний и ТСЖ, которые также требовали разъяснений по проблемам отсутствия финансирования на приобретение дезинфицирующих средств и средств защиты для работников, затраты на которые не заложены в в размер платы на содержание жилого помещения, отсутствие средств дезинфекции в продаже. Последний вопрос был особо актуален в апреле-мае 2020 года. В июне наблюдается спад активности данной проблемы. Управляющие организации в прошедший отчетный период столкнулись с проблемой отказа сотрудников выполнять работы, опасаясь за собственное здоровье, необходимостью дополнительно финансово стимулировать работников, осуществлять выплаты за работу в дополнительные выходные дни.

Проблемы, связанные с платой за жилищно-коммунальные услуги, в период распространения вируса в большей мере были затронуты с точки зрения предоставления мер социальной поддержки, наличия или отсутствия возможности произвести дистанционную оплату, отсутствием возможности оплатить расходы в связи с изменением материального положения, попытки управляющих организаций выставить дополнительную плату за приобретаемые средства защиты и дезинфицирующие средства, необходимые для санитарной обработки помещений общего пользования. Также граждан интересовал вопрос и об обоснованности распространенной в СМИ информации о временном запрете начислять пени за просрочку внесения платы за жилое помещение.

Практически во всех регионах был популярен вопрос о порядке организации проведения общих собраний собственников. Граждане активно интересовались – как провести собрание в период пандемии, как использовать возможность дистанционного голосования. Можно говорить о том, что режим самоизоляции принципиально изменил отношение собственников в целом к возможности онлайн-голосования, тем более что в этот период Государственная дума приняла поправки в ЖК РФ, упрощающие проведение общих собраний путем онлайн голосования.

В различных регионах встречались жалобы на то, что несмотря на принятие 424 Постановления Правительства, продлившего сроков межповерочного интервала индивидуальных приборов учета, управляющие и ресурсоснабжающие организации пытаются требовать от потребителей установки новых или поверки имеющихся приборов учета. Также встречались жалобы на игнорирование требований о временном запрете ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг.

Владельцы специальных счетов (ТСЖ, ЖСК, ЖК) столкнулись с тем, что кредитные организации, в которых такие счета отрыты, требовали предоставить решения общих собраний собственников о продлении полномочий председателей правления, что также является игнорированием действующего законодательства.

Расшифровка рубрик

I. Неудовлетворительное состояние, содержание и текущий ремонт МКД (1 355 обращений, что составляет 16,8%), в том числе:
• Качество исполнения обязанностей по санобработке МОП – 227 обращений – 2,8 %
• Регламент проведения работ по санобработке (порядок, требования, периодичность), выбор дезседств, стоимость, санобрабоотки, приобретение и утилизация дезсредств и средств защиты – 74 обращения – 0,9 %
• Изменение порядка проведения работ по СОИ, текущему и капремонту в период пандемии – 15 обращений

II. Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги (1 197 обращений, что составляет 14,8%) в том числе:
• Взыскание задолженности в период пандемии, отмена пени и штрафов
• соблюдение порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги;
• перерасчеты;
• формирование и доставка платежных документов;
• дополнительные платежи, комиссии;
• установление и изменение размера платы за жилое помещение
• начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме – 181 обращение, что составляет 2,2 % от общего количества.

III. Управление МКД (998 обращений, что составляет 12,3%) в том числе:
• смена УК в период пандемии
• продление полномочий ТСЖ, совета МКД и в период пандемии,
• возможность продления квалификационных аттестатов в период пандемии
• получение дотаций, компенсаций на санобработку: кому будут выплаты; помощь из бюджета УК и ТСЖ;
• права работников УК и трудовые споры: оплата за работу в выходные дни, оформление трудовых отношений в период пандемии, отказ работников проводить дезинфекцию
• споры хозяйствующих субъектов о праве управления МКД (проблема двойных платежных документов);
• законность действий ТСЖ, ЖСК, управляющих организаций (в том числе вопросы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности);
• раскрытие информации управляющими организациями;
• лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами;
• договор управления;
• предоставление и содержание отчетов об исполнении договоров управления, актов выполненных работ;
• ГИС ЖКХ – 74 обращения, что составляет 0,9% от общего количества обращений;
• создание и деятельность советов МКД, выплата вознаграждения членам совета

IV. Капитальный ремонт (759 обращений, что составляет 9,4%), в том числе:
• Выполнение работ по капитальному ремонту во время пандемии, возможные срывы в выполнении программ;
• Выполнение программ капитального ремонта в связи с заморозкой оплаты взносов на капремонт, в первую очередь в домах со специальным счетом;
• размер взноса на проведение капитального ремонта;
• отсутствие информации о региональных программах проведения капитального ремонта, их актуализации;
• качество и соблюдение сроков выполнения работ в рамках проводимого капитального ремонта;
• организация проведения капремонта (проведение общих собраний, утверждение документации и видов работ, доступность документов, приемка работ);
• выполнение гарантийных обязательств;
• прочее.

V. Неудовлетворительное качество предоставляемых коммунальных услуг (634 обращения, что составляет 7,8%)

VI. Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории (540 обращений, что составляет 6,7%), в том числе:
• реализация на территории Российской Федерации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» – 139 обращений, что составляет 1,7 % от общего количества обращений.

VII. Общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах (468 обращений, что составляет 5,8% от общего количества обращений) в том числе:
• организация ОСС в пандемии
• подготовка, проведение общих собраний, подведение итогов голосования, уведомление о принятых решениях и их исполнение;
• фальсификации документов;
• доступность сведений о собственниках помещений;
• Проведение общих собраний в период самоизоляции
• другое;

VIII. Проблемы, возникающие в связи с введение новой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (261 обращение, что составляет 3,3%) в том числе:
• Справедливость порядка расчета платы за ТБО;
• исключение платы за ТБО из состава платы за содержание жилья;
• начисление платы за ТКО, выставление платежных документов;
• заключение договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственниками и региональным оператором, между управляющими организациями и региональным оператором;
• уборка контейнерных площадок, их расположение, количество, доступность, бестарный вывоз, раздельное накопление;
• норматив потребления услуги;
• соблюдение периодичности предоставления услуги;
• прочие вопросы.

IX. Общее имущество в многоквартирном доме (258 обращений, что составляет 3,2 % от общего количества обращений), в том числе:
• определение состава и порядка использования,
• законность отчуждения общего имущества, в том числе в муниципальную и государственную собственность,
• взаимодействие с органами власти в разрешении вопроса возврата имущества в общую собственность собственников помещений в многоквартирном доме

X. Иные темы (1 612 обращений, что составляет 19,9 %), в том числе:
• выявление больных и помощь им;
• работа ГЖИ, ОМСУ, судов в период пандемии, возможность проведения проверок;
• жалобы на действия и бездействия уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, влияющих на соблюдение прав и законных интересов граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе коррупционная составляющая (206 обращений, что составляет 2,5 %);
• заключение договоров на обслуживание внутриквартирного газового оборудования;
• сохранность жилых помещений и соблюдение назначения их использования, перепланировка, переоборудование;
• прямые договоры собственников с ресурсоснабжающими организациями (54 обращения, что составляет 0,7 %);
• аварийное жилье: признание аварийным, переселение граждан, снос (74 обращений, что составляет 1 % от общего количества обращений);
• споры между физическими и юридическими лицами, прямо не связанные, но сопряженные со сферой оказания жилищно-коммунальных услуг;
• проблемы, связанные с индивидуальными и общедомовыми приборами учета (221 обращений, что составляет 2,7%), включают вопросы:
• приобретение, установка, ввод в эксплуатацию, поверка, эксплуатация;
• установление факта наличия или отсутствия технической возможности установки;
• стоимость оборудования, устанавливаемого ресурсоснабжающими организациями;
• рассрочка платежа;
• социальный найм;

Пресс-служба НП «ЖКХ Контроль»

Tags:
Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account