В течение 2020 года на горячие линии региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ и в приемную Национального центра «ЖКХ Контроль» поступило 32 689 обращений. На основании анализа данных обращений Некоммерческим партнерством «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» был составлен рейтинг основных проблем в сфере ЖКХ. Итоги анализа приведены в сводной таблице и диаграммах ниже.
Что больше всего беспокоит граждан России в жилищно-коммунальной сфере по итогам 2020 года?
ТОП-10 тем обращений по версии НП «ЖКХ Контроль» по итогам 2020 года с разбивкой по кварталам | |||||
Отчетный период | I квл. 2020 | II квл. 2020 | III квл. 2020 | IV квл. 2020 | общее кол-во |
Неудовлетворительное состояние МКД и содержание общего имущества | 1075 | 1355 | 1677 | 1209 | 5316 |
Начисление платы за ЖКУ | 1253 | 1197 | 1129 | 1012 | 4591 |
Управление МКД | 975 | 998 | 1064 | 911 | 3948 |
Качество коммунальных услуг | 538 | 634 | 896 | 1036 | 3104 |
Капитальный ремонт | 843 | 759 | 806 | 678 | 3086 |
Благоустройство придомовой территории | 450 | 540 | 721 | 565 | 2276 |
Общие собрания собственников | 286 | 468 | 394 | 284 | 1432 |
Предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами | 459 | 261 | 335 | 310 | 1365 |
Общее имущество (состав, использование, возврат) | 247 | 258 | 288 | 248 | 1041 |
Иные | 1508 | 1612 | 1942 | 1468 | 6530 |
Общее количество обращений | 7 634 | 8 082 | 9 252 | 7 721 | 32689 |
ТОП-10 тем обращений по версии НП «ЖКХ Контроль»
ТОП-10 тем обращений по версии НП «ЖКХ Контроль» по итогам 2020 года | |||
Позиция в рейтинге | Тематика проблем, волнующих граждан | Количество обращений | % от количества обращений |
1 | Неудовлетворительное состояние МКД и содержание общего имущества | 5 316 | 16,3 % |
2 | Начисление платы за ЖКУ | 4 591 | 14 % |
3 | Управление МКД | 3 948 | 12,1 % |
4 | Качество коммунальных услуг | 3 104 | 9,5 % |
5 | Капитальный ремонт | 3 086 | 9,4 % |
6 | Благоустройство придомовой территории | 2 276 | 7 % |
7 | Общие собрания собственников | 1 432 | 4,4 % |
8 | Предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами | 1 365 | 4,2 % |
9 | Общее имущество (состав, использование, возврат) | 1 041 | 3,2 % |
10 | Иные | 6 530 | 19,9 % |
Общее количество обращений | 32 689 | 100 % |
Комментарий исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Светланы Разворотневой:
– Анализ за 2020-й год демонстрирует следующие тенденции: увеличилось количество обращений на «горячие» линии в сравнении с допандемийным периодом. Это связано с тем, что была приостановлена деятельность государственных жилищных инспекций в части проверок по обращениям – где-то был полностью приостановлен выезд по жалобам, где-то реагировали только на сигналы, связанные с угрозой жизни и здоровью собственников помещений, поэтому вопросы качества коммунальных услуг или перерасчетов не находили ответов, это заставило их активнее обращаться за помощью в наши приемные.
Темой номер один остается тема неудовлетворительного совещания общедомового имущества – она вырвалась на 1 место еще во второй половине прошлого года, опередив жалобы, связанные с начислением платы за ЖКУ. Эта тема обострилась вместе с наступлением пандемии – когда правительство обязало управляющие организации проводить дезинфекцию мест общего пользования, но не выделило на эти работы средств, никакой другой помощи. Выходили УО из положения тем, что приостановили все плановые и текущие ремонты, работы по подготовке к зиме, высвободив тем самым средства на дезинфекцию. В связи с этим люди отмечают снижение качества содержания общего имущества в многоэтажным домах, мы видим проблемы с подготовкой к зиме и прохождением отопительного сезона.
Блок, который в 2020 году терял силу – утилизация бытовых отходов. В начале реформы обращения с ТКО у нас был шквал обращений, но на протяжении 2020 года острота темы существенно снизилась. Одной из самых острых остается вопрос перерасчет платы за ТКО в тех случаях, когда эта услуга фактически не предоставлялась (человек не жил в помещении, но сумму за ТКО ему начислили).
А вот сезонные темы в пандемийный год остались прежними – как обычно летом увеличилось количество обращений, связанных с капитальным ремонтом и благоустройством.
Четвертый квартал принес большое количество жалоб на качество коммунальных ресурсов, – это связано с началом отопительного сезона, который часто не удовлетворяет граждан. И по нашим наблюдением начало подачи тепла в МКД проходило этой осенью еще более остро, чем обычно, и в первую очередь это было связано с неготовностью многих домов к зиме.
Расшифровка рубрикатора проблем выглядит следующим образом:
- Неудовлетворительное состояние МКД и содержание общего имущества (5 316 обращений, что составляет 16,3 %) включает следующие проблемы:
- ненадлежащее оказание услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов;
- фактическое состояние МКД;
- установление признаков, достаточных для признания МКД аварийным.
- Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги (4 591 обращение, что составляет 14 %) и включает следующие проблемы:
- соблюдение порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги;
- перерасчеты;
- формирование и доставка платежных документов;
- дополнительные платежи, комиссии;
- установление и изменение размера платы за жилое помещение;
- начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (738 обращений, что составляет 2,2 % от общего количества обращений).
- Управление МКД (3 948 обращений, что составляет 12,1%), включает следующие проблемы:
- споры хозяйствующих субъектов о праве управления МКД (проблема двойных платежных документов);
- законность действий ТСЖ, ЖСК, управляющих организаций (в том числе вопросы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности);
- раскрытие информации управляющими организациями;
- лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами;
- договор управления;
- предоставление и содержание отчетов об исполнении договоров управления, актов выполненных работ;
- ГИС ЖКХ – 220 обращений, что составляет 0,7% от общего количества обращений;
- создание и деятельность советов МКД.
- Неудовлетворительное качество предоставляемых коммунальных услуг (3 104 обращения, что составляет 9,5 %) .
- Капитальный ремонт (3 086 обращений, что составляет 9,4%) и включает следующие проблемы:
- сроки проведения капитального ремонта (обоснованность сроков, установленных региональными программами, соблюдение сроков согласно договорам подряда);
- размер взноса на проведение капитального ремонта;
- отсутствие информации о региональных программах проведения капитального ремонта, их актуализации;
- качество и соблюдение сроков выполнения работ в рамках проводимого капитального ремонта;
- организация проведения капремонта (проведение общих собраний, утверждение документации и видов работ, доступность документов, приемка работ);
- выполнение гарантийных обязательств;
- прочее.
- Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории (2 276 обращений, что составляет 7 %), в том числе:
- реализация на территории Российской Федерации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» – 529 обращений, что составляет 1,7 % от общего количества обращений.
- Общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах (1 432 обращения, что составляет 4,4 % от общего количества обращений) включает следующие проблемы:
- подготовка, проведение общих собраний, подведение итогов голосования, уведомление о принятых решениях и их исполнение;
- фальсификации документов;
- доступность сведений о собственниках помещений;
- другое;
- Проблемы, связанные с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (1 365 обращений, что составляет 4,2%) включает следующее:
- исключение платы за ТБО из состава платы за содержание жилья;
- начисление
- платы за ТКО, выставление платежных документов;
- заключение договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственниками и региональным оператором, между управляющими организациями и региональным оператором;
- уборка контейнерных площадок, их расположение, количество, доступность, бестарный вывоз, раздельное накопление;
- норматив потребления услуги;
- соблюдение периодичности предоставления услуги;
- прочие вопросы.
- Определение состава, законность отчуждения и использования, возврат общего имущества в многоквартирном доме (1 041 обращение, что составляет 3,2 % от общего количества обращений) включает в себя:
- определение состава общего имущества;
- законность отчуждения общего имущества, в том числе в муниципальную и государственную собственность;
- взаимодействие с органами власти в разрешении вопроса возврата имущества в общую собственность собственников помещений в многоквартирном доме;
- иное.
- Иные темы (6 530 обращений, что составляет 19,9 %) включают следующие проблемы:
- социальный найм;
- жалобы на действия и бездействия уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, влияющих на соблюдение прав и законных интересов граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе коррупционная составляющая (718 обращений, что составляет 2,2 %);
- аварийный жилой фонд, признание домов аварийными, реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда (345 обращений, что составляет 1%);
- заключение договоров на обслуживание внутриквартирного газового оборудования;
- сохранность жилых помещений и соблюдение назначения их использования;
- заключение прямых договоров между потребителями и ресурсоснабжающими организациями (248 обращение, что составляет 0,8%);
- Проблемы, связанные с индивидуальными и общедомовыми приборами учета (971 обращение, что составляет 2,9%), в том числе приобретение, установка, ввод в эксплуатацию, поверка, эксплуатация ПУ, установка и замена ИПУ и ОДПУ электрической энергии гарантирующим поставщиком, установление факта наличия или отсутствия технической возможности установки, стоимость оборудования, устанавливаемого ресурсоснабжающими организациями, рассрочка платежа;
- проч.
Пресс-служба НП “ЖКХ Контроль”