11 ноября в Общественной палате РФ прошли общественные слушания  «Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года». Организатором мероприятия выступила Комиссия ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам. Документ подготовлен Министерством строитлеьства и ЖКХ РФ.

От НП “ЖКХ Контроль” в с докладом выступил испольнииельный директор Сергей Сохранов. Он отметил, что в сети НП «ЖКХ Контроль» прошло предарительное обсуждение стратегии. Многие региональные центры отметили, что это действительно высоко проработанный документ, имеющий принципиальные новации, о которых давно говорили эксперты: арендное жилье, поддержка индивидуального жилищного строительства… Но и замечаний набралось много. Это продолжающийся курс на желание абсолютно все контролировать с государственного уровня. Начиная от предложений регулировать маятниковую миграцию и указывать бизнесу где должно развиваться производство и жилищное строительство, и заканчивая нашумевшим уже предложением ввести новое понятие регионального оператора по управлению жильем:

  • Последствия политики государства все регулировать мы можем наблюдать уже сейчас. К чему это привело? Мы убили инициативу и чувство ответственности собственников за судьбу своего дома. Убили инициативу также и у предпринимателей… Сейчас мы подводим итоги своего конкурса лучших практик в сфере управления МКД «Супердомоуправ – 2021». Пытаемся собирать лучшие инструменты, которые внедряют у себя Управляющие компании, и рассказать о них всей стране.

Так вот УК в конкурсных заявках описывают вместо лучших практик свою текущую деятельность. По сути, минимальный перечень работ, определенный законодательством. Это все, что они могут предложить. Почему это происходит? Потому что они знают, что любая «новация», любая попытка применить свое ноу-хау, обернется для них предписанием ГЖИ, а то и прокуратуры. То есть для УК в приоритете не интересы граждан, не решение общих собраний, а указания государственного жилищного надзора.

Мне кажется, общественная палата должна предостеречь законодателей от такого направления развития отрасли.

Вкупе с наличием противоречащих друг-другу целевых показателей и отсутствующих в законодательстве определений, это в конечном итоге не добавит ясности как и куда двигаться, что и в какой последовательности делать, а только еще больше запутает ситуацию.

Далее Сергей Сохранов обозначил системные сложности отрасли, которые мешают ее развитию:

– Отсутствие понимания того, что единой целью жилищно-коммунального хозяйства является надлежащее состояние многоквартирных домов и удовлетворение потребности населения в жилищных и коммунальных услугах,

– ошибочное предоставление функций управления многоквартирными жилыми домами управляющим организациям и органам власти, необоснованное перераспределение функций управления частным жилищным фондом от собственников на органы власти. Как следствие, отсутствие сформированного института ответственных собственников жилья, низкая мотивация собственников жилья к принятию стратегических решений по управлению жильем;

– противоречивые технические нормы и правила регулирования отрасли;

– дефицит профессиональных кадров, обусловленный низкой привлекательностью рабочих мест, в том числе в связи с недостаточным уровнем развития системы профессиональной подготовки кадров.

– дефицит частных инвестиций, обусловленный низкой стоимостью основных фондов, отсутствием долгосрочных гарантий возврата средств инвесторов и ограниченными финансовыми возможностями бюджетов различных уровней;

Он также предложил уточнения в раздел «Развитие рынка арендного жилья»:

Совершенствование системы предоставления жилых помещений нуждающимся гражданам с низкими доходами должно быть направлено в том числе на:

– Создание на федеральном уровне единой системы персонифицированного учета граждан, нуждающихся в жилищной поддержке.  

– Отказ от множества разновидностей жилищного фонда, предназначенного для предоставления гражданам на условиях найма и введение единого понятия «социального жилищного фонда», не подлежащего приватизации и предоставляемых по договору найма всем категориям граждан, состоящим на жилищном учете по унифицированным типовым договорам. По расценкам, установленным на уровне субъекта РФ.

– Определение порядка формирования социального жилого фонда и создание на федеральном уровне единой системы учета всех помещений жилого фонда социального использования.

– Введение на федеральном уровне показателя «предельная доля расходов семьи на наем помещения», рассчитанная на основании предельной стоимости найма 1 кв.м, установленного субъектом РФ и нормы предоставления жилья для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленной Правительством РФ

– Введение нового инструмента социальной поддержки граждан с низкими доходами – субсидии на наем жилого помещения, выплачиваемой в случае, если плата за наем жилого помещения превышает предельную долю расходов семьи на наем помещения.

– Введение обязанности субъектов РФ устанавливать на основании методических рекомендаций, разработанных Правительством РФ, предельные стоимости найма 1 кв.м служащего основанием для расчета величины субсидии.

– Создание на уровне субъектов региональных жилищных корпораций, осуществляющих работу по формированию и управлению социальным жилищным фондом.

Перечень предложений НП «ЖКХ Контроль» к проекту «Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года»

 № п/п Предложения
1. Пункт  8.1 после текста «формирование правовой среды, включающей мотивацию активности и ответственности собственников помещений;»

Дополнить:

Создание инструментов по развитию института председателей Советов многоквартирных домов, урегулирование правового статуса председателей Советов, создание дополнительных инструментов поддержки деятельности, оптимизации налоговой нагрузки.

2. Статью 5.6. Развитие рынка арендного жилья (коммерческого и некоммерческого использования) дополнить положениями следующего содержания:

Совершенствование системы предоставления жилых помещений нуждающимся гражданам с низкими доходами должно быть направлено в том числе и на:

– Создание на федеральном уровне единой системы персонифицированного учета граждан, нуждающихся в жилищной поддержке.

– Отказ от множества разновидностей жилищного фонда, предназначенного для предоставления гражданам на условиях найма и введение единого понятия «социального жилищного фонда», не подлежащего приватизации и предоставляемых по договору найма всем категориям граждан, состоящим на жилищном учете по унифицированным типовым договорам по расценкам, установленным на уровне субъекта РФ.

– Определение порядка формирования социального жилого фонда и создание на федеральном уровне единой системы учета всех помещений жилого фонда социального использования.

– Введение на федеральном уровне показателя «предельная доля расходов семьи на наем помещения», рассчитанная на основании предельной стоимости найма 1 кв.метра, установленного субъектом РФ и нормы предоставления жилья для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленной Правительством РФ

– Введение нового инструмента социальной поддержки граждан с низкими доходами – субсидии на наем жилого помещения, выплачиваемой в случае, если плата за наем жилого помещения превышает предельную долю расходов семьи на наем помещения.

– Введение обязанности субъектов РФ устанавливать на основании методических рекомендаций, разработанных Правительством РФ, предельные стоимости найма 1 кв.метра, служащего основанием для расчета величины субсидии.

– Создание на уровне субъектов региональных жилищных корпораций, осуществляющих работу по формированию и управлению социальным жилищным фондом.

3. Добавить Раздел 8.5.1 Повышение правовой грамотности собственников жилья и информированности населения по жилищным вопросам.

Безопасность и комфорт проживания граждан в многоквартирных домах во много определяются работой управляющей организации. Управляющие организации, в свою очередь, не всегда должным образом выполняют требования жилищного законодательства и договоров управления МКД, что является одной из причин преждевременного обветшания жилого фонда и перевода его в категорию аварийного и подлежащего сносу.

Собственники также не всегда должным образом выполняют свою обязанность по надлежащему содержанию имущества, не предоставляя в распоряжение управляющих организаций достаточное количество денежных средств для полноценного содержания и ремонта конструктивных элементов и внутридомовых инженерных сетей многоквартирного дома, не редко злоупотребляя своим правом на утверждение тарифа на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Такое положение дел – прямое следствие недостаточной правовой осведомленности граждан в вопросах управления многоквартирными домами, как следствие недостаточного контроля за деятельностью управляющих организаций и отсутствия возможности выстраивания полноценного равноправного диалога для обеспечения хозяйствующих субъектов необходимыми ресурсами для выполнения требований жилищного законодательства и договоров управления многоквартирными домами.

Основными задачами Стратегии в данном направлении должно являться:

Создание системы жилищного просвещения на базе профильных некоммерческих организаций и общественных объединений;

Организационное и методическое сопровождение деятельности профильных некоммерческих организаций и общественных объединений;

Создание условий для стабильного финансирования деятельности профильных некоммерческих организаций и общественных объединений;

Аудит и экспертиза деятельности профильных некоммерческих организаций и общественных объединений;

Создание условий для получения обратной связи от жителей многоквартирных домов, профильных некоммерческих организаций и общественных объединений надзорными органами с целью совершенствования походов к реализации своих полномочий;

Создание условий для получения обратной связи органами государственной власти и местного самоуправления от жителей многоквартирных домов, профильных некоммерческих организаций и общественных объединений с целью совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения в сфере управления многоквартирными домами;

В рамках Стратегии планируется реализация следующих мероприятий:

Стимулирование создания единого центра жилищного просвещения;

Создание центров жилищного просвещения в регионах РФ, в т.ч. с доступом для граждан в малых городах;

Подготовка и систематическое повышение квалификации специалистов центров жилищного просвещения;

Аттестация специалистов центров жилищного просвещения;

Определение механизмов обратной связи и подготовки предложений для совершенствования нормативно-правовой базы в сфере управления МКД;

В результате реализации Стратегии в данном направлении к 2030 году будут:

Повышена степень вовлеченности собственников жилья в процесс управления общим имуществом многоквартирного дома;

Снижена скорость обветшания жилого фонда;

Повышена прозрачность деятельности по управлению многоквартирными домами;

Налажены рабочие механизмы рыночного регулирования в сфере управления МКД;

Созданы стимулы для повышения качества услуги по управлению жилищным фондом и снижения издержек;

Обеспечено повышение производительности труда сотрудников организаций, оказывающих услуги в сфере управления МКД;

В значительной степени исключены факторы, служащие причинами социального напряжения и недовольства.

4. Дополнительно внести в раздел:

8.5. Профессиональная трансформация в сфере ЖКХ

Основными задачами Стратегии в данном направлении являются: (дополнить)

– повышение правовой грамотности и активности собственников помещений многоквартирных домов

В рамках Стратегии планируется реализация следующих мероприятий: (дополнить)

– развитие региональных информационных центров ЖКХ для взаимодействия с собственниками, нанимателями жилых помещений, органами местного самоуправления и общественными организациями

5. К абзацу 8 раздела 5.4 добавить:

создание условий для стабилизации и сокращения объема аварийного жилого фонда, в том числе проведение комплекса мероприятий по поддержанию жилищного фонда в нормативном состоянии и увеличению сроков его эксплуатации, в т.ч. за счет:

– улучшения работы службы судебных приставов и изменения в сторону либерализации условий предоставления жилищных субсидий с целью ликвидации задолженности населения за жилищные услуги,

– изменения бюджетного законодательства с целью ликвидации задолженности муниципалитетов и нанимателей муниципальных жилых помещений за жилищные услуги.

 

Раздел 8 Характеристику жилищно-коммунальной сферы дополнить:

В целом жилищная и коммунальная сфера в Российской Федерации характеризуется следующими вызовами, требующими решения:

– отсутствие понимания того, что единой целью жилищно-коммунального хозяйства является надлежащее состояние многоквартирных домов и удовлетворение потребности населения в жилищно – коммунальных услугах,

– ошибочное предоставление функций управления многоквартирными жилыми домами управляющим организациям и органам власти, необоснованное перераспределение функций управления частным жилищным фондом от собственников на органы власти, как следствие, отсутствие сформированного института ответственных собственников жилья, низкая мотивация собственников жилья к принятию стратегических решений по управлению жильем;

– дефицит частных инвестиций, обусловленный низкой стоимостью основных фондов, отсутствием долгосрочных гарантий возврата средств инвесторов и ограниченными финансовыми возможностями бюджетов различных уровней;

– противоречивые технические нормы и правила регулирования отрасли;

– дефицит профессиональных кадров, обусловленный низкой привлекательностью рабочих мест, в том числе в связи с недостаточным уровнем развития системы профессиональной подготовки кадров.

В Разделе 8.1 учесть:

От управления жилищным фондом почти полностью устранены собственники помещений в многоквартирных жилых домах, за исключением немногих ТСЖ и ЖСК.

Собрания собственников – в лучшем случае – только формально подтверждают принятые органами власти и – реже – управляющими организациями управленческие решения. Договоры управления по 99% случаев принимаются и подписываются в редакции УК. С решениями собственников никто не считается. С каждым годом все больше вопросов, которые можно решить без собственников. Предписания надзорных органов важнее решений общих собраний. Претензии по содержанию общего имущества надзорные органы предъявляют УК вне зависимости от уровня тарифа и решения собственников. Также, без решения собственников, принимаются и решения о проведении капитального ремонта многоквартирных домов: очередность, все значимые решения (установление очередности, сроков и видов ремонтов, размер взноса и т.п.) принимаются органами власти.

6. 1) в Раздел №1 «Общие положения» в последнем предложении последнего абзаца раздела 1 следующего содержания:

«…Первый этап реализуется в период с 2020  2022 года по 2024 год, второй этап – с 2025 года по 2030 год. В качестве базового периода определен 2020  2022 год…”

2) в Раздел №8 «Развитие жилищно-коммунального хозяйства» после 10 абзаца раздела № 8 включить дополнительный абзац следующего содержания:

– «отсутствие развитого малого бизнеса в сфере ЖКХ»

– «недостаточно проработана система лицензирования предпринимательской деятельности по управлению МКД, отсутствие обязательности требования к лицензиатам опыта и знаний на соответствие нормам стандартов сервиса управления МКД»

3) в Раздел №8 «Развитие жилищно-коммунального хозяйства» после последнего абзаца раздела № 8. включить дополнительные два абзаца следующего содержания:

«получит свое развитие малый бизнес в сфере ЖКХ, в частности в сфере профессионального управления общим имуществом МКД»

«будет дополнена система лицензирования предпринимательской деятельности по управлению МКД требованием к лицензиатам по подтверждению своего опыта и знаний на соответствие нормам стандартов сервиса управления МКД»

5) в Раздел 8.1 «Управление жилищным фондом» после 10 абзаца раздела № 8.1 включить дополнительных два абзаца следующего содержания:

– «введение четкого разделения платежей от собственников МКД как целевых на счетах управляющих организаций как предварительная оплата от других средств»

– « будет повышена конкурентоспособность управляющих организаций  через наличие сертификатов, подтверждающих их профессионализм, опыт и финансовую стабильность и неуклонное следование стандартам в сфере ЖКХ»

7. Дополнить:

Пункт 8.6. Повышение жилищной грамотности потребителей жилищно-коммунальных услуг путем реализации соответствующих образовательных программ, в том числе в общеобразовательных учреждениях среднего образования.

Пункт 8.7. Усиление надзора со стороны органов прокуратуры РФ за правонарушениями и преступлениями в сфере ЖКХ, в том числе надзора за деятельностью органов государственного жилищного надзора, управляющих организаций, ТСЖ, региональных операторов по капитальному ремонту, а также усиления внимания органов МВД к преступлениям, предусмотренным ст. 327 УК РФ, при наличии признаков фальсификации протоколов общих собраний собственников помещений.

Для реализации указанных мероприятий необходимо инициировать специальные приказы Генеральной прокуратуры и МВД РФ об усилении контроля за преступлениями и правонарушениями в сфере ЖКХ как в самой социально значимой сфере, сейчас практически не поднадзорной правоохранительным и надзорным органам в силу признания подавляющего числа споров именно гражданскими спорами, не требующими вмешательства государственных правоохранительных или надзорных органов.

Трансляция мероприятия:

Пресс-служба НП «ЖКХ Контроль»

 

Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account