В НП «ЖКХ Контроль» составили рейтинг основных проблем в сфере ЖКХ на основе обращений граждан за первое полугодие 2022 года. Всего за 6 месяцев на «горячие» линии региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ и в приёмную Общероссийского центра «ЖКХ Контроль» поступило свыше 14 тысяч обращений. Больше всего россиян беспокоят неудовлетворительное состояние (содержание и ремонт) МКД, начисление платы за ЖКУ и управление домом. При этом наблюдается резкое снижение претензий граждан к качеству оказываемых коммунальных услуг – за год количество обращений снизилось на треть. Эксперты НП «ЖКХ Контроль» проанализировали итоги рейтинга.

В первом полугодии 2022 года самой актуальной для россиян стала тема, связанная с состоянием многоквартирных домов, их содержанием и ремонтом. С ней было связано 16,1% от общего количества поступивших обращений.

— В первую очередь мы связываем это с последствиями пандемического периода и действием постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля». А именно, речь идёт о введении моратория на проведение проверок в отношении управляющих организаций, замене предписаний предостережениями. При этом с собственников никто не снимал обязательств по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Всё это даёт недобросовестным управляющим организациям возможность уклониться от исполнения договора управления, — пояснил исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Сергей Сохранов.

Он добавил, что об этом свидетельствует и статистика прошлых лет. Так, если в 2018 году показатель актуальности претензий собственников к качеству содержания общего имущества составлял 13,1%, то в «мораторный» период доля обращений с учётом роста общего их количества увеличивается до 16,1%. Таким образом, рост составил 14,7%.

Примерно на одном уровне в первом полугодии 2022 года держатся вопросы, связанные с начислением платы за ЖКУ (14,7%). За год произошло снижение количества обращений на 6,4%. Самым большим был показатель по данной теме в 2018 году и составлял 20,4%.

Однако резко, на 17,3%, за этот период увеличилось количество обращений по вопросам управления многоквартирными домами. Это третья позиция рейтинга НП «ЖКХ Контроль» и 14,3% от общего числа обращений в первом полугодии.

— Непреодолимым для собственников остаётся вопрос работы аварийно-диспетчерских служб. Несмотря на то, что обеспечение аварийно-диспетчерского обслуживания является лицензионным требованием, до настоящего времени отсутствует культура общения с потребителями, не ведутся журналы учёта заявок и не исполняются сроки ответа на звонок потребителя и исполнения заявок, — отметил Сергей Сохранов.

В первом полугодии 2022 года отмечается резкое падение актуальности темы качества предоставляемых коммунальных услуг (7,7% в 2022 против 11,7% в 2021 году). В сопоставлении количества обращений отмечается падение на 34,8% по отношению к показателю прошлого года.

— Вероятнее всего это связано с исполнением региональных программ капитального ремонта, переводом жителей на альтернативные источники получения тепловой энергии, модернизацию коммунальной инфраструктуры, в том числе в рамках федеральных и региональных инвестиционных программ, — прокомментировал Сергей Сохранов.

На 12,4% по сравнению с 2021 годом снизилось количество обращений по теме   капитального ремонта. Также отмечается утрата интереса собственников к вопросам проведения энергоэффективного капитального ремонта. Эксперты НП «ЖКХ Контроль» связывают это с ухудшением благосостояния населения и их нежеланием нести дополнительные затраты. В связи с этим становится весьма актуальным предложение зампреда профильного комитета Государственной Думы РФ, председателя совета партнёрства НП «ЖКХ Контроль» Светланы Викторовны Разворотневой о проведении энергоэффективного капитального ремонта в рамках исполнения региональных программ капитального ремонта, включение таких работ в минимальный перечень.

Учитывая весеннее-летний период, закономерным является рост обращений, связанный с благоустройством придомовых территорий и общественных пространств. Рост обращений по данной теме, находящейся на 6 позиции рейтинга, составил 21,9%.

— Стоит сказать, что на увеличение актуальности темы также повлияли введенные ограничения. Проблема является двунаправленной. С одной стороны управляющие организации не торопятся исполнять Минимальный перечень работ и услуг в части содержания земельного участка, с другой стороны собственники не готовы нести затраты на содержание и приобретение новых элементов благоустройства, — пояснил Сергей Сохранов.

Утрачивают интерес собственники к реализации проекта «Формирование комфортной городской среды».  Зачастую это сопряжено с негативными реакциями, поскольку, предприняв значительные усилия для участия в программе, результата граждане не получают, поскольку основное внимание уделяется именно общественным пространствам.

Ещё одной темой, по которой произошёл прирост числа обращений стало проведение общих собраний собственников (ОСС). Увеличение не является значительным – 3,9% в сравнении с прошлым годом. Одной из причин такого увеличения является поступление вопросов о порядке проведения заочных голосований с использованием системы ГИС ЖКХ.  Однако сложность проведения ОСС в системе и дополнительная ответственность настораживают жителей нашей страны и являются препятствием к её массовому использованию.

В НП «ЖКХ Контроль» напомнили, что организация на постоянной основе проводит обучающие мероприятия, направленные на повышение грамотности активных собственников. Соответствующие материалы можно найти на сайте и канале национального центра в Youtube.

— Процесс формирования «активного собственника» является постоянным. Одним из показателей воспитания у граждан понимания роли и статуса собственника жилья является изменение отношения к общему имуществу. В большей мере удалось преодолеть стереотип о владении только квартирой или нежилым помещением. В сравнении с показателем 2016 года, по итогам которого НП «ЖКХ Контроль» была создана Федеральная комиссия по обеспечению прав собственников, произошёл рост более, чем на 200% числа обращений по вопросам определения состава общего имущества, его возмездного использования, пресечения практики получения выгоды от такого использования управляющими организациями, истребование имущества из чужого незаконного владения, возврат имущества в общую долевую собственность. Эта тема занимает 9 строчку рейтинга, — подчеркнул Сергей Сохранов.

НП «ЖКХ Контроль» формирует рейтинг проблем в сфере ЖКХ на постоянной основе. Это позволяет увидеть изменения основных процессов в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, а также выявить общественный запрос на изменение законодательства.

Что больше всего беспокоит граждан России в жилищно-коммунальной сфере по итогам I полугодия 2022 года?

 (ТОП-10 тем обращений по версии НП «ЖКХ Контроль»)

Позиция в рейтинге Тематика проблем, волнующих граждан Количество обращений % от количества обращений
 

1

Неудовлетворительное состояние, содержание и ремонт МКД 2 252 16,1
2 Начисление платы за ЖКУ 2 055 14,7
3 Управление МКД 2003 14,3
4 Благоустройство придомовой территории 1257 9
5 Капитальный ремонт 1091 7,8
6 Качество коммунальных услуг 1078 7,7
7 Общие собрания собственников 548 3,9
8 Обращение с ТКО 497 3,5
9 Общее имущество: состав, использование, возврат 450 3,2
10 Иные 2 775 19,8
Всего обращений за 1-е полугодие 2022 14006

 

1 Comment
  1. Юлия 1 год назад

    Здравствуйте. Мы жители Иркутской обл г.Ангарск, можем ли мы обратиться к вам с жалобой на УК , так как наши власти нас игнорируют. Мы просим помощи.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account