В октябре текущего года эксперты НП «ЖКХ Контроль» подвели итоги анализа обращений, поступивших в приемные региональных центров общероссийской сети «ЖКХ Контроль». Для профессионалов отрасли его показатели не стали неожиданностью, однако явно продемонстрировали опасные тенденции, наметившиеся в сфере управления многоквартирными домами и предоставления коммунальных услуг.
Итак, всего за девять месяцев текущего года на «горячие» линии региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ и в приёмную общероссийского центра «ЖКХ Контроль» поступило 17 833 обращения. Это цифра, сравнимая с аналогичными периодами прошлого года, составляющая вполне репрезентативную выборку.
Больше всего россиян традиционно беспокоят вопросы, связанные с начислением платы за ЖКУ, неудовлетворительным состоянием (содержанием и ремонтом) МКД и управлением домом.
Позиция в рейтинге | Тематика проблем, волнующих граждан | Количество обращений | % от количества обращений |
1 | Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги | 3636 | 20,4 |
2 | Управление МКД, работа советов МКД | 3043 | 17,1 |
3 | Неудовлетворительное состояние и содержание МКД | 2840 | 15,9 |
4 | Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории, включая вопросы качества оказания услуги по обращению с ТКО, проведение мероприятий в рамках ФКГС | 1892 | 10,6 |
5 | Капитальный ремонт общего имущества в МКД | 1786 | 10,0 |
6 | Качество предоставляемых коммунальных услуг | 1278 | 7,2 |
7 | Общие собрания собственников (членов ТСЖ, ЖСК) | 808 | 4,5 |
8 | Общее имущество: состав, использование, возврат из чужого незаконного владения | 544 | 3,1 |
9 | Приборы учета потребления коммунальных услуг | 452 | 2,5 |
10 | Иные темы | 1554 | 8,7 |
ВСЕГО ОБРАЩЕНИЙ: | 17 833 | 100% |
Самую большую группу традиционно составили обращения, связанные с начислением платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Это 3 636 обращений, что составляет 20,4 процента об общего их числа. Хотя стоит отметить, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого 2022 года, рост количества обращений по данное тематике существенный – 4,3 процента.
Одной из причин такого скачка является установление постановлением Правительства №92 от 03.02.2022 года с 01.09.2022 года, порядка перерасчета размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании и использовании общего имущества (КР на СОИ).
Более четверти (25,7 процента) от количества обращений по теме «начисление платы» (и 5,2 процента) от общего числа обращений в целом за год составила именно доля обращений по вопросам КР на СОИ. При этом рост числа обращений, связанных с начислением платы за ОДН, составил 6,8 процентов по сравнению со всем 2022 годом.
Как мы и ожидали, внесенные изменения имели отложенный эффект и проявили себя в основном в начале 2023 года, когда организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами и ресурсоснабжающими организациями были произведены перерасчеты за 2022 год. Потребители обращались в ЖК Контроль с вопросами об обоснованности величины перерасчета, периоде, подлежащем корректировке (даже региональные органы государственного жилищного надзора из разных регионов давали противоречивые рекомендации, выставлять ли к перерасчету весь 2022 год или начинать его с момента вступления в силу положений 92 ПП и до конца года, то есть три месяца с сентября по декабрь 2022 года), были и обращения, в которых заявители сообщали о навязывании и даже фальсификации решений общих собраний о переходе на начисление данного вида платежа исходя из фактических показаний ОДПУ.
Думается, что данная тема не потеряет своей актуальности и в следующем году. Дополнительным поводом к вопросам может послужить и традиционный перерасчет за тепло, если текущий осенне-зимний период окажется более холодный, чем в 2022-м. Ведь для значительной части российских домов по-прежнему сохраняется система, когда за базовую стоимость ежемесячной оплаты тепла принимается прошлогодняя оплата с последующим перерасчетом.
Стоит оговориться, что для смягчения финансового бремени затрат на ЖКУ в виде единовременного перерасчета КР на СОИ в первом квартале, законодатели предусмотрели возможность перераспределить доначисление на весь год. Впрочем, рядовой обыватель вряд ли держит эти нюансы в голове и явно будет задаваться вопросом, что это за строка с доначислением за кочует у него из платежки в платежку.
В связи с темой оплаты ЖКУ уместно вспомнить про исследование, опубликованное в прошлом году Фондом «Институт экономики города» и посвященное получению субсидий на компенсацию расходов на ЖКУ. Комментируя его итоги, эксперты ИЭГ отмечали, что доля получателей субсидий не превышает 35 процентов от тех, кому она положена по нормативам. При этом эксперты организации подметили тенденцию, что при том, что доля расходов бюджета среднестатистической семьи на оплату ЖКУ год от года растет, количество получателей соответствующей субсидии в регионах неуклонно сокращается. Это при том, что на законодательном уровне предпринято несколько попыток по упрощению процедуры получения адресной помощи на оплату ЖКУ от государства. В текущем году к ним прибавилось постановление Правительства РФ от 27.05.2023 N 835, которым утвержден единый стандарт предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Но много ли потребителей о нем знает? Вряд ли. Притом что уполномоченные органы власти не осуществляют функции по жилищному просвещению, направленные, помимо прочего, на актуализацию и получение гражданами необходимых сведений о имеющихся правах. Так предпринимаемые государством попытки поддержать население разбиваются о недостаточную компетентность чиновников на местах и отсутствие социальной ориентированности органов местного самоуправления, и органов, осуществляющих функции социальной защиты населения.
Думается, что процедура предоставления мер социальной поддержки должна быть максимально упрощена. Возможно, целесообразным является исключение существующего заявительного порядка для отдельных категорий граждан или случаев, что не только повысит адресность, но и будет способствовать реальной защите жилищных прав граждан.
Второй по актуальности в рейтинге проблем является группа вопросов, связанная с оказанием услуг по управлению МКД. И, пожалуй, это самое показательное изменение, произошедшее в рейтинге проблем за последние годы. Для сравнения в 2021 году данные вопросы занимали четвертое место в рейтинге.
Не в последнюю очередь на это повлияло вступление в действие с 1 марта положений Федерального закона от 14.07.2022 № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных»… Что крайне осложнило процесс проведения общих собраний собственников многоквартирных домов и де-факто лишило управляющие организации легитимной возможности исполнять свою обязанность, также прописанную в законе, содержать в актуальном виде реестр собственников многоквартирного дома. С начала года разные представители Минстроя обещали решить эту проблему, в том числе ввести дополнительный функционал ГИС ЖКХ, но обещания так и остались разговорами. Поэтому можно с большой долей вероятности предположить, что на хранение в ГЖИ в составе пакета необходимых документов весь год отправляются неактуальные реестры собственников многоквартирного дома. Стоит напомнить, реестры согласно 45 статье ЖК РФ, должны содержать указание полных фамилии, имени и отчества собственников. И эти же реестры, согласно требованиям из приказа № 44/пр, – обязательное приложение к протоколу ОСС.
Стоит сказать, что порядка двух процентов из 17,1 процентов от общего их числа по теме управление МКД занимают вопросы, связанные с деятельностью советов домов.
НП «ЖКХ Контроль» неоднократно выступало с предложениями об освобождении советов МКД при выплате вознаграждения от обязанности уплачивать налог на доходы физических лиц и иные взносы. В большинстве случаев бремя обязательств совета дома принимает на себя наше старшее поколение – у них для этого часто есть и необходимый опыт и, что немаловажно, время. Законодательная новелла этого лета окончательно поставила точку не только в вопросе, нужно ли делать взносы в страховые фонды с вознаграждения председателю совета многоквартирного дома, но и приравняла всех председателей – пенсионеров к статусу работающих и, как следствие, лишило их права на индексацию пенсионных выплат. Понятно, что если встанет выбор между продолжением общественной нагрузки в виде исполнение обязанностей председателя многоквартирного дома и возможностью получать доплаты к пенсии, люди выберут второе. Стоит отметить, что в одностороннем порядке Председатель не может принять решение о сложении полномочий. На это требуется решение общего собрания с выбором нового председателя из числа собственников дома, что потенциально ставит действующих председателей пенсионного возраста в патовую ситуацию: если региональные пенсионные фонды захотят провести соответствующий мониторинг, они могут автоматически лишиться законных доплат. Кому выгодно такое решение? Уж точно не жителям многоквартирных домов с хорошими действующими председателями Советов. Учитывая сложность работы в совокупности с мизерностью производимых собственниками помещений в МКД выплат в пользу членов советов домов, многие из них расценили такую позицию как умаляющую их достоинство, и как инициативу, направленную на прекращение работы советов домов.
Нельзя удержаться и от комментария об отсутствии единой политики органов госжилнадзора в части организации управляющими и ресурсоснабжающими организациями аварийно-диспетчерского обслуживания. До сих пор порядок, установленный постановлением Правительства РФ №416 не работает. Представляется необходимым ужесточение обязательных требований в этой части. «Футбол» при приеме заявок потребителей должен быть прекращен. Считаем возможным предложить обязательное обучение диспетчеров для обеспечения их доступа к работе с гражданами.
Категория вопросов по управлению МКД сместила со второго на третье место вопросы, связанные с качеством услуг по содержанию общего имущества (2 840 обращений, 15,9%).
Второй год подряд на четвертой позиции рейтинга НП «ЖКХ Контроль» находится блок жалоб на состояние придомовой территории и объектов благоустройства, размещенных на ней. Доля, приходящаяся на вопросы о состоянии и благоустройстве придомовой территории, составила 10,6 процентов. Для сравнения в 2022 году мы говорили о 9,2 процентной актуальности данной темы.
Эксперты организации сознательно включили в состав вопросов о состоянии придомовых территорий и вопросы о качестве оказания услуги по обращению с ТКО (3,4 процента от общего их количества), услуг по содержанию контейнерных площадок, вопросы качества реализации программы «Формирование комфортной городской среды» (около 1 процента), поскольку качество этих услуг неизбежно влияет на общее впечатление о дворах.
На пятой позиции рейтинга разместился блок вопросов о капитальном ремонте общего имущества в МКД (1786 обращений и 10 процентов от общего их числа). Эксперты НП «ЖКХ Контроль» отметили недостаток квалифицированных подрядных организаций, способных качественно выполнить работы. На сегодняшний день акцент обращений граждан сместился с вопросов о правомерности взимания взносов и их размера на вопросы о качестве оказываемых услуг. Зачастую люди с ужасом ожидают капремонта. Разрешить эту проблему без выработки единообразной государственной политики, на наш взгляд, невозможно.
Самой нестабильной позицией рейтинга вновь остается совокупность обращений по вопросам качества коммунальных услуг: первая позиция рейтинга (22%) в 2016 году, 3 место (12,7%) в 2021 году, 4 место в 2017г. (9,5%), в 2018 г. (12,4% ) и в 2019 году (9,5%). В рассматриваемом периоде 2023 года это 6-я позиция рейтинга и 7,2 % (1278 обращений).
Ведение региональными центрами узконаправленных горячих линий по качеству коммунальных услуг показывает, что число жалоб порождает не само нарушение качества услуг, а то, насколько некорректно с ними обращаются «специалисты» АДС. Большинство проблем разрешимы на стадии первичного обращения.
Остальные позиции рейтинга во многом традиционны. Внизу с 4,5 процентами от общего числа сообщений эксперты выделили общие собрания собственников, правильность их проведения и законность принятых решений. На 8 строчке расположилась тема связанная с общим имуществом дома: состав, использование, возврат из чужого незаконного владения. И завершает рейтинг группа вопросов, связанных с приборами учета потребления коммунальных услуг – 2,5 процента поступивших обращений.