Идея изменить правила привлечения мигрантов встретила положительный отклик у бизнеса. Тем не менее эксперты считают, что «резкие движения» могут снизить привлекательность России для иностранцев.
В министерстве труда и социальной защиты РФ предложили изменить правила работы для мигрантов, приезжающих в Россию на заработки по оргнабору. Подготовленный по поручению правительства законопроект предусматривает создание специального документа, подтверждающего право иностранного гражданина на временную трудовую деятельность в России. На практике это означает, что трудовой мигрант будет трудиться у конкретного работодателя согласно разрешительным документам. При этом вносить авансовые платежи по ним будет компания, непосредственно нанимающая иностранного специалиста.
Конкурентный переток
Нередко складывается ситуация, когда компания вкладывает деньги в переезд и адаптацию специалиста, а он в дальнейшем уходит в организацию, предлагающую больше денег или обеспечивающую более комфортные условия труда.
Как рассказал корреспонденту «ДП» эксперт по миграционной повестке и найму персонала исполнительный директор приложения «Мигрант Сервис» Андрей Кладов, к специалистам его компании часто обращаются работодатели с жалобами на подобные истории. «Это приводит к тому, что наиболее быстро развивающиеся отрасли, готовые обеспечить лучшие условия, формируют переток рабочей силы, что создаёт дисбаланс и увеличивает нехватку кадров в других отраслях», — прокомментировал он.
Теперь, по словам представителей Минтруда, если работник захочет уйти на предприятие, не участвующее в оргнаборе, ему нужно будет покинуть страну в течение 15 дней. Новые правила будут актуальны для мигрантов, приезжающих как из визовых, так и из безвизовых стран.
Как пояснили эксперты, организованный набор актуален в основном для визовых стран (Индия, Вьетнам и пр.). Обычно механизм таков: специализированная организация из страны исхода имеет в городе своё представительство и напрямую взаимодействует с работодателями, желающими привезти людей в рамках оргнабора.
Стоит заметить, что комитет по труду и занятости населения Петербурга с 2020 года не осуществляет оргнабор мигрантов.
Пыльная работёнка
Петербургский рынок труда сегодня остро нуждается в мигрантах, в некоторых случаях даже сильнее, чем в работниках с местной пропиской. Согласно опросу hh.ru, по итогам 2023 года только треть (34%) горожан готовы занять эмигрантские рабочие места. О нехватке мигрантов говорят представители сфер ресторанно–гостиничного бизнеса (23%), розничной торговли (19%), строительства (17%), добычи и переработки сырья (15%).
Долгосрочная стратегия здесь видится в создании и поддержании комфортных условий труда, соцзащиты, соблюдения трудовых прав и снижения законодательных барьеров в регулировании внешней трудовой миграции, стимулировании внутренней миграции и повышении мобильности трудовых ресурсов», — прокомментировала руководитель пресс–службы hh.ru СЗФО Мария Бузунова.
В том, что бизнесу катастрофически не хватает людей, сомнений нет. Однако отношения с мигрантами у предпринимателей, мягко говоря, непростые, в основном в силу того, что иностранцы за последние пару лет переоценили стоимость своего труда и ощутили, насколько сильно в них нуждается российский рынок. Мигранты тянутся в отрасли, где предлагают больше денег. Это в свою очередь приводит к разгону зарплат приезжих.
Причём в Петербурге и Москве ситуация ещё не самая тяжёлая, участники рынка ссылаются на кейсы кондитерских компаний Нижнего Новгорода и Самары, где стоимость одного человеко–дня для иностранца составляет около 5,5 тыс. рублей. Также известны случаи забастовок на одном автомобильном заводе, где штатные сотрудники узнали, что у их приезжих коллег доходы составляют $1 тыс., а в соцпакет входит проживание.
«У нас была похожая ситуация, когда мы не могли закрыть вакансию мойщицы посуды на фабрику–кухню. В итоге нашли человека за ставку, равную ставке повара. Повара оказались недовольны, но мыть посуду за те же деньги тоже отказались», — рассказал директор и совладелец Торгового дома «РеалЪ» Александр Мышинский.
Его компания сотрудничает с аутсорсинговыми фирмами, поставляющими бизнесу мигрантов. По словам Мышинского, через такого посредника сегодня искать людей тоже непросто, да и количество этих фирм сократилось — некого трудоустраивать.
Ситуация аналогична и у других ретейлеров, в том числе работающих онлайн. Однако своей болью в компаниях делятся крайне неохотно.
За последние 2 года доля занятых иностранных граждан уменьшилась и в такси, что связывают с ростом курса доллара, — таксовать гражданам других стран стало выгоднее на родине. В пресс–службе такси «Максим» отмечают, что наиболее зависима от иностранных водителей Москва. Регионы вводят ограничения и запреты на работу иностранцев. В компании при этом не поддерживают инициативу завоза иностранцев для работы в сфере.
“
«Считаем подобные инициативы циничными и абсурдными на фоне того, что российское законодательство выставило собственным самозанятым гражданам с личными автомобилями фактический запрет на работу в такси в виде ежедневных медицинских и технических осмотров, которые проходить негде, путевых листов, очень дорогого автострахования, перекраски личных автомобилей в обязательные цвета и других неисполнимых, избыточных и архаичных требований», — говорят там.
Выстроить систему
Девелоперы и строители в мигрантах тоже нуждаются, но в квалифицированных — неправильная эксплуатация техники чревата последствиями, брать неквалифицированного сотрудника выйдет дороже, его ошибки будут стоить компании миллионных штрафов.
«Сложно найти высококвалифицированных профессионалов на позицию, например, руководителя проекта, специалистов по технологическим присоединениям сетей, специалистов узкого профиля: конструкторов, ГИПов, специалистов по календарно–сетевому планированию», — поделился Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости группы «ЦДС».
«За период, когда бизнес был избалован вниманием приезжих специалистов среднего звена, мы не сформировали конкурентный рынок труда среди своих граждан. Сейчас этот вопрос пытаются решить в том числе на уровне правительства», — отметила исполнительный директор Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД) Елена Бодрова.
По её словам, девелоперы сейчас нанимают людей как в рамках оргнабора, так и тех, кто приезжает сам. «В компаниях готовы собирать для МВД все необходимые документы, и оформлять патенты, и обеспечивать персонал высоким уровнем труда и отдыха, главное — получить сотрудников», — констатирует Бодрова.
«Нехватка кадров действительно ощущается. Особенно это чувствуется на фоне увеличения объёмов строительства», — рассказал Дмитрий Макаров, коммерческий директор ГК «Полис».
«Есть несколько причин, из–за чего сложилась такая ситуация. Во–первых, отток рабочей силы, во–вторых, отсутствие системной работы по популяризации рабочих профессий, программ переподготовки кадров на федеральном или региональном уровне. Необходимо формировать имидж успешного рабочего, инженера или менеджера в строительном бизнесе, привлекать и обучать молодёжь, используя современные достижения цифровизации», — считает Наталия Коротаевская, коммерческий директор группы «Аквилон» в Санкт–Петербурге и ЛО.
«Конечно, с учётом дефицита уровень зарплат постоянно растёт. В итоге издержки строительных компаний могут отразиться на стоимости недвижимости для конечного потребителя», — говорит Игорь Карцев, генеральный директор «Максимум лайф девелопмент». Эксперты не исключают, что в процессе подготовки законопроект ещё может быть модифицирован и дополнен.
По мнению руководителя НП «ЖКХ Контроль» Аллы Бредец, полезным изменением было бы выдавать мигрантам разрешения на работу не у конкретного работодателя, а в конкретной сфере на год или несколько лет, после чего дать свободу остаться или перейти куда–то ещё. «Бывают ситуации, когда работодатель не выполняет условий, на которые изначально договаривался с мигрантом. В патенте зарплата не прописывается, что для сотрудника влечёт риски потери средств. Было бы разумно сузить конкуренцию за рабочие руки в рамках одной отрасли. Это лишит компании возможности предлагать мигрантам менее привлекательные условия труда», — считает эксперт.
“
Необходимо полностью перевести на целевой набор всех трудовых мигрантов, въезжающих в РФ. При создании этой системы было бы неплохо учесть опыт СССР. Когда после войны восстанавливали крупные индустриальные города, каждое предприятие на основании своих запросов обеспечивало себя иногородними кадрами рабочих, инженерно–технических и прочих специальностей. При этом предприятие брало на себя обязанность предоставить им жильё, социальный пакет и зарплату, а также осуществлять контроль за исполнением этой программы. Ни один человек не имел возможности поменять место работы и перейти на другое предприятие, ведь при этом он нарушал договор и лишался всех предоставленных предприятием условий. Я считаю, что данная мера в рамках предложенной инициативы Минтруда поставит мигранта перед фактом, что он должен теперь работать по договору с конкретным работодателем, от которого будет зависеть получение регистрации, жилья и заработка. Таким образом, это приведёт к повышению ответственности прибывающих на заработки в Россию мигрантов. Корректировки регулирования трудовых отношений бизнеса с мигрантами нужны, и суть их заключается в том, что работодатели обязаны создать такую систему целевого набора, за эффективность которой именно они будут нести ответственность перед государством.
Линда Рыжих
доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт–Петербурге
“
С одной стороны, инициатива действительно направлена на попытку защитить интересы российских работодателей и сократить их расходы на оплату приезда иностранного рабочего. Однако не учитывается другая сторона медали взаимоотношений с мигрантами, а именно вопрос, каким образом и кто будет контролировать исполнение такой обязанности. Если законопроект будет принят, мигрант, въехавший в Россию в рамках оргнабора и после приезда отказавшийся работать в определённой сфере, просто покидает компанию и место проживания, организованное работодателем для него, и пускается в новые поиски лучшей жизни. Сам работодатель искать такого «отказника» не может, поскольку не только ограничен в ресурсах, но и, по сути, не обязан этого делать. Значит, вопрос должен будет решаться через органы полиции и ФМС. Второй момент, который следует учесть, это обязанность работодателей уведомлять УФМС о заключении и расторжении трудовых договоров с мигрантами. На мой взгляд, целесообразно рассмотреть возможность применения механизма так называемого заёмного труда. Смысл заключается в том, что специализированное учреждение трудоустраивает к себе мигрантов, которых впоследствии в рамках гражданско–правового договора между юридическими лицами передаёт временно заказчику (аутстаффинг). Данная схема позволила бы снизить риски и сделать работу с иностранцами более законной и привлекательной.
Михаил Герман
партнёр ЮК «Варшавский и партнёры», руководитель практики трудового права
“
Оргнабор мигрантов, с одной стороны, является полезной практикой, так как направлен на защиту прав российских работодателей. Уход мигранта от пригласившего его работодателя сейчас распространён. С другой стороны, закон не даёт возможность иностранным специалистам находить лучшие условия труда, что приведёт к их возможному оттоку и возникновению трудностей с наймом рабочих в сфере строительства, логистики и т. д. Должна сохраняться возможность трудоустройства мигранта вне оргнабора.
Ольга Владимирова
юрист hh.ru, эксперт по вопросам трудового права
“Нововведение повысит ответственность приезжающих в Россию на заработки мигрантов. В связи с этим я положительно оцениваю такую инициативу. При этом считаю себя противником специального привлечения дешёвой неквалифицированной рабочей силы. Нужно менять и выстраивать грамотную государственную политику в этой области. В настоящий момент вменяемая система полностью отсутствует, что уже приводит к огромному количеству проблем. И проблемы будут нарастать и усугубляться. Нужно вносить корректировки в регулирование трудовых отношений бизнеса и мигрантов.
Дарья Дмитриева, Павел Никифоров. Ссылка: https://www.dp.ru/a/2024/03/18/novie-pravila-privlechenija