Как жилищно-коммунальное просвещение помогает собственникам жилья заставить всех уважать свои права, «Воронежскому курьеру» рассказала руководитель региональной общественной организации «Центр содействия интересам граждан в жилищно-коммунальной сфере «Жилищный контроль» Татьяна Головачева.
20141223_05_300_auto_jpg

– Татьяна Валентиновна, почему вы, медик с успешной карьерой в здравоохранении, возглавили отделение общественной организации, занимающейся проблемами ЖКХ?

– Во-первых, я депутат Воронежской областной думы, заместитель председателя комитета по ЖКХ. Во-вторых, я руковожу региональной общественной приемной председателя партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева в области, куда за последнее время выросло число обращений по вопросам ЖКХ. Если лет пять-шесть назад большинство обращалось в приемную по вопросам социального характера, то сейчас граждан волнует в первую очередь жилищно-коммунальная сфера. Органы власти больше озабочены инженерно-техническим обеспечением отрасли, заменой изношенных сетей, что требует больших затрат, а основную массу людей волнует вопросы, с деньгами не связанные: личные и профессиональные качества тех, кто оказывает жилищно-коммунальные услуги. От 25 до 40% обращений людей в приемные всех уровней связаны с вопросами ЖКХ.

– А как со временем меняется тематика обращений?

– Три года назад граждан волновали в первую очередь растущие тарифы и низкое качество услуг, было много обращений по поводу того, что холодно в квартирах, что нет горячей воды. В Воронеже жаловались на перебои в подаче холодной воды. Сейчас эта проблема решена. Но, как только одна проблема решается, возникает другая. Сейчас много обращений, связанных с предстоящей реализацией региональной программы капитального ремонта и грядущим лицензированием управляющих компаний. С ними первенство по актуальности делят вопросы, связанные с начислениями за общедомовые нужды. Проблема, появившаяся полтора-два месяца назад, – дробление управляющих организаций.

– А чем конкретно занимается «Жилищный контроль»?

– В мае 2012 года вышел указ президента РФ № 600, где записано: «Обеспечить создание сети общественных организаций в целях оказания содействия уполномоченным органам в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств».

– А на что вы прежде всего обращаете внимание?

– На выполнение коммунальщиками законов. Жилищный кодекс, который вышел в 2004 году, уже претерпел более 20 редакций. И каждая вносит существенные изменения. Меняются и подзаконные акты. Появился закон об энергосбережении, другие законы, которые регулируют предоставление жилищных услуг. Это все надо знать. У рядового гражданина на это нет времени: у него масса других забот. Но не всегда в состоянии разобраться в море нормативных актов и те, кто работают в сфере ЖКХ.

– Иногда коммунальщики используют знание законов в корыстных интересах.

– Это постоянная проблема – злоупотребления со стороны управляющих и ресурсоснабжающих организаций. Мы об этом говорим столько, сколько они существуют, но, не успеет закон выйти, смотришь – УК уже используют его с выгодой для себя. Конечно, они имеют возможность нанимать грамотных юристов. А с другой стороны, злоупотреблениям способствует правовая неграмотность населения.

– Согласен. Обращения в газету чаще всего продиктованы именно этой причиной.

– В стране отсутствует такой класс, как грамотные потребители и добросовестные собственники. Эти качества должны сочетаться в одном человеке. А то ведь он может быть грамотным, но недобросовестным. Как пример – воровство коммунальных услуг у соседей. Человеку не хочется платить за всю потребленную электроэнергию. И он то пробрасывает кабель, минуя счетчик, то придумывает другие хитроумные вещи. Или когда человек понимает: если он потребил пять кубов воды, а показал, что потребил два, за остальное должен заплатить кто-то другой – сосед или УК. А с чего заплатит УК? Только с тех денег, которые собрала на содержание жилфонда. То есть УК, которая платит за недобросовестного потребителя, не сможет купить лампочку, нанять дворника, обеспечивать содержание подъездов, насосов и лифтов. А главное – в любом случае за него платит добросовестный потребитель.

– Добросовестный потребитель не всегда является грамотным собственником, а иногда и собственником себя не ощущает.

– Мы уже более 20 лет живем по новой Конституции, 90% граждан приватизировали свои квартиры. Но многие не хотят понять, что в приватизированной квартире именно они и хозяева и никто другой не обязан ремонтировать нам крышу или подвал. Это тоже большая беда в ЖКХ, что не сформирован класс добросовестных и грамотных собственников. Вот там, где люди понимают, что они собственники, – там и дом хороший, и ТСЖ на уровне, и к УК претензий нет.

– Часто люди жалуются в газету на высокие платежи по первой строке – за содержание и ремонт жилья.

– При нынешних ценах минимальная плата по первой строке квитанции не может быть менее шести-семи рублей за 1 кв. м. А у нас до сих пор есть муниципальные образования, где граждане платят управляющей компании за содержание и ремонт жилья два рубля за 1 кв. м. За такие деньги УК не может обеспечить даже обязательный минимум работ по содержанию дома. Любой человек, которого нанимает управляющая компания, должен получать зарплату. И нельзя заставить уборщицу мыть 10 тыс. кв. м и платить ей 5 тыс. рублей. Это должны понимать и собственники жилья, и руководители УК. Их отношение к людям, которые обслуживают жилфонд, тоже не всегда достойное. Возникает ситуация, когда люди не хотят работать за предлагаемые им деньги.

– Мы все время говорим об УК и ТСЖ. А насколько эффективно непосредственное управление в многоквартирном доме, способ, который тоже предусмотрен Жилищным кодексом?

– Да, у нас до сих пор есть небольшие дома, где граждане выбрали непосредственное управление или самоуправление. С марта 2015 года такой способ управления законодательно разрешен только в домах с количеством квартир не более 16. Есть дома, где граждане сами моют полы, а жильцы с руками и с головой способны все отремонтировать. Но есть и дома, где люди из восьми квартир собрали деньги и перекрыли крышу, а другой дом рядом – у него крыша прогнила, а люди ждут, что кто-то к ним придет и починит. Чтобы получить качественную услугу, за любую работу людям нужно платить или выполнять эту работу самим.

– Тема платы за капитальный ремонт активно обсуждается, но уже в январе люди увидят новые суммы в платежках, и опять начнутся вопросы.

– Уже раздаются вопросы: а нужно ли это? а почему мы должны платить? В том же самоуправляемом доме могут сказать: мы сделали ремонт – не будем платить. Но ведь эта программа на 30 лет рассчитана. Сегодня все хорошо, а завтра у вас замкнет проводку. В будущем придется делать этот ремонт, и не факт, что через 30 лет вы сможете сброситься, будучи пенсионерами. Говорят, сложно платить по 300 рублей в месяц. А по 20 тыс. легко? Ведь по нынешним ценам капремонт обходится по 11 – 13 тыс. рублей за 1 кв. м.

– Еще одна типичная проблема: жильцам не нравится работа УК – они на общем собрании выбирают другую компанию. Все сделано законно, а прежняя УК не передает документы.

– Такая ситуация не только в Воронеже, поэтому внесены изменения в кодекс об административных правонарушениях и предусмотрены штрафы для тех УК, которые не передают документы. Эти изменения вышли только в мае 2014 года. Новая компания или ТСЖ должны обратиться в Госжилинспекцию, которая имеет право потребовать от старой компании документы. Если она не отдает, ее штрафуют на 250 тыс. без суда. А если не заплатит, тогда по суду с нее возьмут 750 тыс. В Воронеже уже есть прецеденты.

– И не отдает документы крупная компания.

– Опыт Воронежа показывает, что там, где УК имеет большой жилищный фонд, качество ее работы снижается. Когда компания хватает дома по всему городу, а сама расположена в Северном микрорайоне, то граждане и не знают, к кому им обратиться. Ведь что такое товарищество собственников жилья? Председатель ТСЖ живет в одном из домов, которыми управляет. Жильцы знают его, он пользуется теми же услугами, что и они. Председатель сам хочет, чтобы ему оказывали услуги должного уровня, поэтому отслеживает выполнение всех договоров, смотрит, как лучше организовать работу.

– Читательница нам рассказала, как директор ее УК заявил: «А что, я у каждого дома стоять обязан?».

– Руководитель крупной УК должен выстраивать отношения с советами многоквартирных домов и с собственниками, так как именно собственники жилья решают, кто будет ими управлять. Ведь УК – всего лишь наемная структура. Вот собственники и должны сказать: мы – хозяева, и мы определяем, кому отдать свои деньги. Собрание собственников отказывается от УК и организует ТСЖ, выбирает правление. Но, к сожалению, у очень многих собственников наплевательское отношение к судьбе своего дома: им все равно, кто им будет управлять. Надо вникать, но не хочется. Теперь, слава богу, можно проводить собрания и в очной, и в заочной форме. Но опять же, должна быть инициативная группа, которая за десять дней предупреждает о собрании. Если собрание не набрало кворума, гражданам направляется письменное уведомление о том, что собрание не состоялось, поэтому оно проводится в заочной форме. Причем в бланк, который каждому собственнику присылается, должны быть включены все вопросы повестки, которая должна была рассматриваться в очной форме. УК, согласно Жилищному кодексу, должна ежегодно отчитываться на собрании о проделанной работе, представить смету расходов, показать, как выполнила свои обязательства. Но управляющая компания уважает только тех, кто заставляет себя уважать. А в некоторых дворах спрашиваешь: «У вас проводилось собрание?». Говорят: «Нет, ни разу». Ни разу граждане не видели никакой информации о том, какими деньгами распоряжается УК, куда и на что она их тратит, есть ли у нее деньги на текущий ремонт. УК должна тоже понимать, что чем больше она информирует собственников о деятельности, тем больше доверия к ней.

– И тем легче управлять домом. А, по-вашему, можно ли воспитать грамотных и добросовестных потребителей?

– Ну, честность и добросовестность – это вопросы морали, они прививаются в семье, а вот жилищным просвещением мы активно занимаемся. Мы проехали все сельские муниципальные районы, регулярно проводим встречи и на территории Воронежа. Сейчас переходим к реализации проекта «Школа грамотного потребителя». В Воронеже проводим пробные уроки в школах № 1 и 20. Разная реакция: 11-е классы считают, что они уже все знают, 9-е – еще не все понимают, 10-й класс – самая благодарная аудитория. Им сейчас все интересно. Интересно реагируют младшие классы, 5 – 6-е. С ними форма проведения игровая, элементарная. Много проблем жилищно-коммунального характера можно рассматривать на уроках ОБЖ. Вопросы реализации жилищного законодательства перекликаются с вопросами обществознания, экономические вопросы – с математикой. По большому счету, то, что мы даем в «Школе грамотного потребителя», – азы будущего взаимодействия человека и общества.

– Какие механизмы контроля использует ваша организация? Какие у нее полномочия?

– У «Жилищного контроля» нет полномочий контрольно-надзорных органов. Представители нашей организации входят в состав всех общественных советов при органах местного самоуправления и государственной власти, состоят в Общественной палате. Мы тесно работаем с уполномоченным по правам человека. Наши представители есть в лицензионной комиссии. При лицензировании управляющих организаций будет учитываться мнение населения об их деятельности.

– Лицензирование начинается с Нового года?

– Да. По закону, если у управляющей организации на какой-то дом есть два невыполненных предписания, то у нее будет отобрана лицензия конкретно на этот дом. Но закон позволяет наложить вето на решение Госжилинспекции, если собственники проведут собрание и скажут: а нам нравится эта УК. Мы разъясняем людям их права в данной ситуации, чтобы собственники могли контролировать свои УК.

– Каков у вас порядок работы с обращениями граждан?

– Приходит к нам человек, жалуется. Мы отправляем по указанному адресу экспертов. Они изучают ситуацию, насколько она объективна. Ведь не могут УК или ТСЖ удовлетворять всех поголовно, но если большинство удовлетворяют, они вправе заниматься этой работой. Но основная наша задача – изучить ситуацию и по максимуму удовлетворить граждан в праве получения ими той услуги, что положена по закону, а не просто выполнить желание отдельного человека. Мы имеем право от имени организации обращаться и в прокуратуру, и в жилинспекцию, и в управление ЖКХ, и в органы местного самоуправления. Любая структура обязана нам ответить официально. У нас нет никаких претензий, потому что налажены взаимодействие и реагирование. Силами нашей организации на территории муниципалитетов проводился мониторинг переселения граждан из аварийного жилья. Мы четко проводили фотофиксацию строительства домов, размещали эту информацию на ряде сайтов.

– А проблемы Воронежа отличаются от районных?

– Есть общие проблемы, но есть и особенности. Если в Воронеже УК не хотят отдавать дома, то в некоторых сельских районах эти дома отдавать некому, потому что нет управляющих организаций. А по закону если нет управляющей организации, то органы местного самоуправления сами должны создавать организацию

– Во всех районах есть ваши представители?

– У нас в каждом районе руководитель и секретарь местного отделения. Это активные, грамотные и неравнодушные люди, способные решать проблемы жителей.

– Как людям обратиться в вашу организацию?

– Очень просто. Наш адрес: пр. Революции, 33. Могут писать на ВРОО «Жилищный контроль». Хочу сразу предупредить: мы работаем с теми вопросами, которые решаются в досудебном порядке, консультируем. Влиять на решение суда общественные организации не вправе.

Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account