Центр общественного контроля в сфере ЖКХ Липецкой области совместно с общественной организацией ЛООО «Управдом» в среду, 16 мая, провели очередной семинар по программе «Школа грамотного потребителя» в Центральной городской библиотеке им. С. А. Есенина г. Липецка.
Семинар открыл Таратин Владимир Павлович – председатель Липецкой областной общественной организации «Управдом». На мероприятие пришли 27 человек. Это председатели и члены советов многоквартирных домов, инициативные граждане, планирующие создание советов в своих домах, помощник заместителя председателя Липецкого городского Совета депутатов Жигарова Федора Алексеевича – Бабкин Максим Валентинович, секретарь Совета Ассоциации «Объединение Коммунальных Компаний» Липецкой области – Борисов Виктор Владимирович. По традиции Владимир Павлович кратко дал актуальную информацию, рассказал о предстоящих мероприятиях, в том числе о проведении праздника «День соседей», попросил присутствующих распространять информацию о проведении бесплатных курсов по программе «Управление многоквартирными домами» в учебном комбинате – ГОАОУ ДПО «ЛОУКК» (ул. Осипенко, 12. Запись по т. 43-01-62 – Поваляева Татьяна Сергеевна), которые начнутся с 1 октября 2018 года.
Семинар из серии: «Как выстроить отношения сотрудничества и взаимопонимания с управляющей организацией?» Это уже третий семинар, где мы встречаемся с руководителями управляющих организаций (УО), а в городе их на сегодня 68. Так что работы предстоит еще много, сказал Владимир Павлович. Сегодня приглашен Генеральный директор ООО «Объединенная Управляющая Компания» – Ткаченко Сергей Викторович. Кроме этого, он депутат городского Совета депутатов и в городе ведет партийную программу «Школа грамотного потребителя».
Свое выступление Сергей Викторович начал со сложной обстановки в мире и необходимости укреплять Россию, в том числе, решая проблемы в сфере ЖКХ, так как это влияет на все происходящие процессы в стране, на внутреннее, душевное состояние наших граждан. Необходимо повышать грамотность граждан в сфере ЖКХ.
– Собственники должны знать не только законы, свои права, обязанности УО, но знать и соблюдать свои обязанности. Одна из самых важных их обязанностей – проведение ежегодного собрания по многим вопросам, которые касаются управления многоквартирным домом.
В своей информации с примерами Сергей Викторович озвучил, что не все УО в своей деятельности конструктивно сосредоточились на обслуживании, ремонте и содержании общего имущества МКД. Некоторые еще живут понятием, что пока “мутная вода”, можно собирать средства жителей и на этом делать деньги. Недобросовестные организации дискредитируют тех, кто пришел на этот рынок работать честно и при этом зарабатывать, что дестабилизирует обстановку в обществе. Требования к УО возрастают и время нерадивых организаций уходит.
– Одного желания к переменам не достаточно, необходимо прилагать определенные усилия. Усилия должны исходить не только из инициативы граждан, но они должны быть поддержаны и управляющей организацией. УО должна зарабатывать определенный авторитет на рынке ЖКХ и соответственно должна вести не только планомерную работу в рамках тарифа, но и необходимо проводить такие мероприятия, как праздник «День соседей». Городской Совет депутатов, администрация города совместно с Ассоциацией «Объединение Коммунальных Компаний» Липецкой области планируют провести этот праздник под эгидой партии «Единая Россия» в одном из парков города, о чем будет сообщено дополнительно. Сегодня жизнь построена так, что люди все больше и больше разъединяются. Поэтому важны: общение, контакт, обмен опытом и информацией. Не ругань нужна, надо уметь выслушивать оппонента, обсуждать, дискутировать, ведь в споре рождается истина. Необходимо выстраивать дружеские, добрососедские отношения между собственниками и УО.
Сергей Викторович старается, чтобы меньше домов было без Советов МКД. В его организации 43 МКД и в большинстве из них есть Советы домов. Легче работать, когда в доме есть Совет дома и через него можно обращаться к жителям.
Выступающий рассказал о регулярных встречах с представителями от МКД для обсуждения разных вопросов. Какие это вопросы? Прежде всего, подготовка дома к зиме. Весенние и осенние осмотры общего имущества. Работа ОДПУ, содержание и ремонт общего имущества в МКД.
– Расчеты минимальных работ по Постановлению Правительства РФ № 290 показывают, цена тарифа будет порядка 50 рублей за 1 м2 площади жилых и нежилых помещений. А у нас в МКД она колеблется в зависимости от дома от 16,50 рублей до 22,0 рублей за 1 м2 .
Необходимо раз в год проводить общие собрания с жителями в МКД и обсуждать эти вопросы. Наглядный пример, необходимость работы по диагностике газовых сетей в МКД, где срок их эксплуатации более 20 лет. У нас эта работа не была заложена в договоре управления. Жилищная инспекция выдала предписание провести такую работу в установленный срок. Почему этот вопрос возник сейчас? Потому, что в России участились случаи взрывов домов по причине неисправности газовых сетей. УО сама не имеет возможности провести такую работу. Нашли организацию с соответствующей лицензией, заключили договор, и такая работа была выполнена. Мы оплатили этой организации работу, отчитались перед ГЖИ, но возникло непонимание с жителями МКД, как такая работа должна быть профинансирована, так как УО выставила дополнительный счет с рассрочкой на год.
Все, что делается в доме, делается за счет средств, собранных с собственников по тарифу на ремонт и содержание жилья. Других источников финансирования в доме просто нет. Договор управления и перечень выполняемых работ по дому очень сжат. Выполняются только минимально требуемые работы, так как тариф не позволяет проводить работы, создающие комфортные условия проживания в доме. В этом и состоит проблема. Жители должны быть проинформированы о финансовом состоянии дома и принимать активное участие в общих собраниях, где определять приоритеты работ в доме.
Одна из самых острых проблем в доме – высокие начисления за потребление тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение. Это самая затратная статья бюджета каждой семьи. Все при этом начинают сравнивать, вот в том доме цена такая, а почему у нас больше. Был рассмотрен вариант больших начислений, когда стоит прибор учета, он сдан в эксплуатацию и четко показывает, сколько потребил дом с учетом разрегулировки, разбалансировки системы отопления и низкой культуры потребителя, в том числе, когда температура в квартирах регулируется не запорной арматурой, а открыванием форточек. Другой вариант по нормативу (разные причины) с меньшим начислением. Сегодня закон разрешает начисления по нормативу. Но собственники должны понимать, что начисления будут равными долями в течение всего отопительного периода, включая половину октября и апреля. В том числе, даже за один день отопительного периода начисление по нормативу будет как за целый месяц. Поэтому надо посчитать, учитывая атмосферную температуру в отопительный период. Может получиться, что собственники в целом за отопительный период по нормативу заплатят больше, чем по показаниям ОДПУ. Могут быть и другие варианты, нюансы. В каждом конкретном случае высоких начислений за отопление надо разбираться.
Каждый дом индивидуален, как по монтажу системы отопления, так и по условиям ее эксплуатации. Когда осматривается система отопления в доме на чердаке, в подвале, в элеваторном узле, прежде всего все трубопроводы должны быть изолированы, чтобы уменьшить потери теплоносителя. Чем больше разность температур теплоносителя между входом и выходом МКД, тем больше платим. В холодное время входные двери должны быть утеплены и постоянно закрыты, стекла в подъездах должны быть вставлены, окна закрываться. А этого в ряде МКД нет.
По этой теме было задано много вопросов и получены ответы.
С 1 июля перейдем на оплату за вывоз ТКО по отдельной платежке и оплачивать будем напрямую в АО «ЭкоПром-Липецк». Расчет будет вестись от количества прописанных и проживающих в квартире граждан. Да, цена возрастет, так как здесь заложена не только работа по вывозке ТКО, но и утилизация, захоронение. Поживем и в августе месяце увидим, какая это будет сумма. Управление энергетики и тарифного регулирования администрации Липецкой области уже произвело необходимые расчеты, установлен тариф. Это сумма не будет входить в затраты УК по статье ремонт и содержание жилья.
Сергей Викторович неоднократно подчеркивал, что разделенные собственники в МКД, как и разделенный народ, выстоять не смогут. В качестве примера привел МКД, где один подъезд был за одну управляющую организацию, а второй подъезд за другую.
Если общество в доме организовано и есть понятие о направлении работы, значит, в этом доме будет успех и не будет конфликтов.
– Цель наших встреч – донести до активных граждан всю информацию по вопросам управления МКД.
Семинар прошел в конструктивном русле в течение 1,5 часов. Слушателей интересовали ответы на вопросы, касающиеся лифта, по неплательщикам, по работе аварийно-диспетчерской службы и ряд других. Желающих задать вопросы было много, но Сергей Викторович должен был быть на другом мероприятии и ответить всем не получилось. Присутствующим он оставил свой контактный телефон для консультаций в рабочее время.
Как показывает практика общения, каждая встреча дает новые знания, которые позволяют активу дома принимать правильные решения в работе с УО. Есть много активистов, которые идут на конфликты и пытаются решать все проблемы своего дома исключительно через административные органы: ГЖИ, департамент ЖКХ, администрацию, прокуратуру и суд. Но это не совсем правильный путь, ведущий в никуда.
Объем работ по просвещению жителей очень большой. Мы как бы в начале пути, но дорогу осилит идущий. В Округах города должны работать клубы для общения и изучения законодательства в сфере ЖКХ и действовать программа по обучению председателей и членов Советов МКД. «Школа грамотного потребителя» должна стать основным источником просвещения населения через семинары, информационные листки, методички, встречи, прессу и телевидение. Мы должны все вместе сформировать активного адекватного собственника в МКД, другого пути просто нет.